Гусева Гора и её ближайшие окрестности

1580
9 минут
Гусева Гора и её ближайшие окрестности
Деревня Гусева Гора или, как её называли до 1917 года – Гусева Горка, состояла из двух концов. Из Гусевой Горки – эта часть деревни действительно находится на горе, и Лога – той части, которая находится значительно ниже первой. Правда, ближе к реке Руе дома в Логу опять поднимаются в гору, с высоты которой видны крыши соседней деревни Куричек1 и петляющая среди ивовых зарослей лента реки.

В далёкие времена на берегах Руи жили финноугорские племена – предки современных финнов и эстонцев. Кстати, слово «Руя» (roja), в переводе с финского языка означает – ил, тина. И действительно, дно и берега Руи очень илистые, а вода мутная, особенно после дождей. Другое дело речка Рудинка, или, как её называли ранее – Рудница или Рудная речка, впадающая в Рую неподалёку от Лога. Воды этой речки всегда чистые, прозрачные и холодные, как лёд. Почему же её название переводится с финского rutina, как треск или скрип? Что в нашей Рудинке скрипит и потрескивает? А может быть, эти звуки раздавались в деревне Рудно? Давайте же сходим туда и послушаем!
Рудно – село старинное, в нём находилась церковь во имя Святого Великомученика Георгия. Первое упоминание в одной из писцовых книг об этой церкви относится к 1585 году. В этой же писцовой книге было сказано, что церковь строилась всей Кушельской губой. В 16 веке центр Кушельской губы был в деревне Кушела, что на берегу Кушельского озера.

Краткая история Руднинской церкви такова.
По народному преданию, когда проходила «Литва», то есть польское войско под командованием Стефана Батория грабило окрестные деревни и разрушало храмы, то Господь ослепил ей очи, и она прошла по полю мимо погоста, не заметив церкви. В июне 1790 года в соседней деревне Лог случился пожар. Огонь, перекинувшись на деревню Рудно, уничтожил не только саму деревню, но и церковь. В 1795 году вновь отстроенная деревянная Георгиевская церковь с приделом Иоанна Предтечи и с каменной колокольней была освящена. В 1900 году стараниями прихожан и частных благотворителей взамен деревянной была построена новая церковь красного кирпича на гранитном фундаменте по проекту архитектора Дмитрия Петровича Садовникова. В тридцатые годы XX века в закрытом храме был устроен клуб. Во время немецкой оккупации в 1942 году храм был открыт вновь. В январе 1944 года один немецкий снаряд разрушил колокольню, а второй попал в стену дома Овчинниковых в деревне Гусева Гора. Заделанная кирпичами дыра от этого снаряда видна и посей день. В феврале 1944 года солдаты Красной армии, разведя костёр на полу, случайно сожгли церковь.
Вскоре после войны по инициативе местных властей сохранившиеся стены храма были взорваны, а остатки стен разобраны немецкими военнопленными, кирпич использован в качестве щебня при восстановлении города Сланцы. Гранитные плиты паперти до недавнего времени служили ступенями перед главным входом в Дом культуры Горняков.

Вернёмся обратно в далёкое прошлое…
Хотя Рудно село старинное, Гусева Гора всё-таки намного старше его. Гусевогорцы всегда считали, что в стародавние времена вблизи их деревни на берегах Руи состоялась кровавая битва, а погибших в ней русских воинов похоронили в курганах, что поближе к Логу, а врагов похоронили ближе к мызе Куричёк. При этом землю, для того чтобы насыпать эти курганы, оставшиеся в живых воины носили в своих шлемах.
Но вот в 1899 году в Гусеву Горку приехал гдовский земский начальник В.Н. Глазов. На берегах реки Руи он произвёл археологические раскопки целой группы курганов, состоявшей из двенадцати штук. И тем самым лишил гусевогорских жителей их старинной легенды. Раскопки Глазова показали, что в этих курганах были похоронены мирные жители – мужчины и женщины. Роста они были такого же, как и большинство людей – два аршина шесть вершков, что равняется 169-ти сантиметрам. Женщины носили в качестве украшений янтарные бусы, медные, серебряные подвески и даже монету с припаянным к ней ушком – дирхем Мансура II сына Нуха. Пищу наши предки готовили в глиняных горшках с линейным орнаментом. Охотились и защищали свои жилища дротиками, ножами и топорами, рыбу кололи острогой. Все эти предметы позволили определить, что жили эти люди в 11-м веке, то есть ровно 1000 лет тому назад!
В тех же двадцати курганах и десяти грунтовых могилах, что находились ближе к деревне Куричек и считались вражескими могилами, Глазов обнаружил таких же мирных жителей Гусевой Горки. Только жили они не в 11-м, а уже в 14-м веке. За это время в жизни предков мало что изменилось. Они жили по-прежнему бедно, украшали себя бусами из заморских раковин каури, медными колечками, медными височными кольцами и медными браслетами. Несмотря на близость одного из этих кладбищ к современной деревне Куричек не стоит думать, что эти древние кладбища имели к ней отношение. Деревня Куричек, или как её называли раньше мыза Речки или мыза Куричёк, по нашим меркам – молодой населённый пункт. Что же означает название? Может быть, здесь в большом количестве разводили кур? Нет, куричёк – это небольшая колотушка, используемая при законопачивании лодок. Первое упоминание об этой мызе относится к 1804 году. В этом году от секунд-майора Михаила Пустошкина мыза перешла к новому владельцу – контр-адмиралу С.А. Пустошкину. Вскоре владельцами Куричка становятся Бибиковы. В 1815 году мыза принадлежала Петру Ивановичу Бибикову и состояла всего из одного двора. Проходит ещё двадцать лет, и исповедальные росписи открывают нам ещё одно имя – действительная статская советница Екатерина Петровна Бибикова. В деревне Гверёздне она владеет двенадцатью дворами и называется эта часть деревни Бибиков край, в Дубке – девятью, в Филатово – четырьмя. Сельцо Речки-Куричёк также увеличилось и теперь состоит из четырёх дворов. В 1858 году владельцем имения является Гаврила Гаврилович Бибиков. Всё имение состоит из сельца Речки-Куричёк и при нём деревни Филатова, Дубок и Гверездна, доставшиеся Гавриле от покойного брата поручика Петра Гавриловича Бибикова. Кстати сказать, этим имением, состоящим из одного сельца и трёх деревень, Бибиковы владели до самой отмены крепостного права. А первое упоминание этой фамилии на Псковской земле относится к летописным временам в связи с тем, что Давыд Фёдорович Бибиков в 1464 году правил в Пскове именем великого князя Иоанна Васильевича III. А вот деревня Гусева Горка принадлежала другим владельцам – крупнейшим Гдовским землевладельцам Дондуковым-Корсаковым. Они владели многочисленными деревнями и землями: в Принаровье, в Псковской губернии и в нашем Гдовском уезде. Родовыми усадьбами Дондуковых-Корсаковых были: Полоное в Порховском уезде, Верхоляне в Гдовском уезде и Глубокое в Опочецком уезде. Один из представителей этой славной фамилии Александр Михайлович Дондуков-Корсаков был командующим русскими войсками при освобождении Болгарии от турецкого ига (1877-78 гг). В столице Болгарии Софии его именем названа одна из улиц. В 1874-1893 годах он был владельцем обширного имения Гавриловское – в настоящее время оно находится на территории современных Сланцев. А в окрестностях Гусевой Горки все деревни принадлежали его сестре Дондуковой-Корсаковой Надежде Михайловне. Ей принадлежали деревни: Гусева Горка, Лог, Воронино, Засторонье, сельцо Завасье и деревня Новое Завасье – после революции эта деревня стала называться Новая Нива. Вы не ослышались не Завастье, а Завасье – так первоначально называлось сельцо, принадлежавшее Василию Коновницыну, одному из первых его владельцев. То есть, было оно записано за Васей, отсюда и Завасье.
Завасье, как и Куричёк было мызой – помещик здесь не жил, всеми делами занимался управляющий. А дел было немало, хозяйство было большое. Главная статья дохода – это коровы. Они давали молоко, из которого изготавливали масло и сыры. Для хранения этих продуктов имелось специальное помещение – ледник. В леднике всегда было холодно, так как в него ещё зимой закладывали лёд. Лёд для ледника добывали из прудов, их в Завасье было два: верхний, из которого брали воду для коров и лошадей, и нижний. Дно нижнего пруда было выстлано камнем по глиняной подушке. Глина применялась для того, чтобы вода не утекала в почву, а каменная мостовая – для того, чтобы при очистке пруда рабочие не выскабливали эту глину. А еще в Завасье был винокуренный завод с паровой машиной. На этом заводе из картофеля и зерна изготавливали спирт, который шёл на продажу, а барду, то есть отходы производства, охотно поедали коровы, навоз от которых вывозили на поля, где рос картофель и зерновые культуры. Дополняли это обширное хозяйство многочисленные постройки: скотный двор, ветряная мельница и дома для работников. Для управляющего был выстроен отдельный дом. А еще была большая конюшня для лошадей, которые были основной тягловой силой. Ну, а где лошади, там и кузница, здесь ковали лошадей и ремонтировали сельхозорудия. Последним владельцем Завасья вплоть до самой революции был купец Христофор Янович Бейкер. Он постоянно жил на мызе, с самого раннего утра и до позднего вечера занимался хозяйством. Его трудолюбие вошло в пословицу, местные крестьяне говорили «ну, ты работаешь как Бейкер!».
В 16-м веке, еще в то время, когда хозяевами Завасья были Коновницыны, здесь была церковь. Часовня, бывшая на месте церкви, перенесена в 1830 году в деревню Косыгин Лог (Малышева Гора). В Гусевой Горе тоже имелась своя деревянная часовня во имя Святой Великомученицы Анастасии. На самом высоком месте в центре деревни у колодца, который находится рядом с кирпичным домом Шутовых, лежит плоский камень, служивший когда-то порогом этой часовни. Саму часовню использовали в годы советской власти в качестве склада, а затем и вовсе развалили. Под «крутяжом» у сельского дома культуры находится источник. К нему ведут ступеньки, помогающие преодолеть крутой склон глубокого каньона. Ржавые хлопья от железной руды кружатся в воде источника и толстым слоем устилают его дно. В этой воде очень высокая концентрация железа. Вода источника является очень чистой и обладает целебными свойствами. Летом 2015 года источник освящён во имя Святого Ильи Муромца, тогда же у дороги был поставлен деревянный поклонный крест.
Андрей ЛукашОв,
краевед.

1 – В Сланцевском районе есть две деревни с названием Куричек. Одна из них, та, о которой мы расскали выше, и вторая – это южная часть современной деревни Скамья. Иногда их путают.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика