Загадки урочища «Свиноежа», расположенного близ села Ложголово

724
9 минут
Загадки урочища «Свиноежа», расположенного близ села Ложголово

В пятистах метрах к юго-востоку от Георгиевской церкви села Ложголово находится место, называемое местными жителями – «Свиноежи» или «Свиноежа». Здесь находится братская могила с гранитным монументом.

«Свиноежа» представляет собой поросший вековыми соснами и кустарником песчаный холм естественного происхождения. Этот холм, протянувшийся с юго-востока на северо-запад, имеет в длину двести сорок и в ширину сто двадцать метров. Когда-то он возвышался среди окружающих его полей, ныне почти заросших кустарником. Вдоль этого холма, с западной его стороны, проходит терраса, называемая местными жителями «старая Петровская дорога». Создается впечатление, что, если это действительно дорога, то при ее прокладывании северо-западная часть холма была срыта. Вдоль этой «дороги» со стороны Ложголово проходит канава, заполняемая в дождливую погоду водой.
Склоны холма и его поверхность не являются ровными и во многих местах имеют следы, как бы, добычи песка. Особенно это заметно в северной его части, то есть неподалеку от могилы.
В справочнике Лапшина1 есть упоминание о жальнике, находившемся в «Свиноеже». В частности там сказано: «…на холме Шведские могилы, восточнее братских захоронений 1919, 1941-1945 гг. по сведениям конца 19 в. здесь был курганно-жальничный могильник или курганы». Любопытно, что летом 2017 года, именно юго-восточнее братской могилы в тридцати семи метрах от нее, в ходе поисков места расстрела и захоронения белых воинов, была найдена медная шведская монета.2
Каково же было отношение местных жителей к подобным «Шведским могилам»? Как правило, они позиционировали подобные урочища, как легендарные места старинных захоронений каких-то «чужаков». Религиозного почитания этих мест не было. И зачастую их использовали для захоронения павших животных, незаконнорожденных младенцев, выкидышей, самоубийц, и при особых обстоятельствах – погибших неподалеку чужаков. Подобными особыми обстоятельствами являлись войны и революции, то есть периоды безвластия, когда местным жителям самим приходилось решать, где и кому хоронить неизвестных им погибших пришлых людей, солдат или беженцев, не имевших здесь родственников.
Подобное отношение у жителей Ложголово и близлежащих деревень было к «Свиноеже». Поэтому, когда в окрестностях деревни в ходе Гражданской войны погибали красноармейцы, зачастую неизвестной национальности и вероисповедания, их хоронили не на родовом кладбище возле Георгиевской церкви и не на эстонском кладбище, находящемся на северной окраине соседней деревни Загорье, а около «Шведских могил». Однако во время Гражданской войны в «Свиноеже» хоронили не только красноармейцев. И кроме того, захоронения в этом месте продолжились и позднее, во время Великой Отечественной войны. Об истории этих захоронений и о том, как выглядит могила в Свиноеже сейчас, мы попытаемся рассказать ниже.
В северной части урочища «Свиноежа» находится братская могила. Она огорожена металлической оградой 12.5 м. Х 13.3 м. В ограде находится памятник, он представляет собой монумент из красного гранита на таком же основании. Постамент этого памятника изготовлен из бетона и окрашен в белый цвет. В верхней части памятника высечено изображение пятиконечной звезды. Ниже следует надпись «Советским воинам павшим в боях за Родину в 1919 г. и в 1941-1944 г.г.». Ниже этой надписи изображена лавровая ветвь.
Памятник установлен непосредственно на могиле. Эта могила имеет форму буквы «П». Бетонные поребрики, обрамляющие могилу, также покрашены в белый цвет. Длина могилы 9.5 метров, ее ширина 5.8 метров.
Исследования, проведенные осенью 2017-го года, показали, что обрамление могилы поребриками в точности соответствует реальному захоронению, не выходит за его пределы и повторяет его форму. Размеры могилы, находящейся в ограде, соответствуют захоронению 50-ти – 60-ти тел.
Форма самой могилы, представляющая букву «П», позволяет предположить, что первоначальное захоронение, состоявшееся в 1919 году, проводилось в одну линию 9.5х3.5 метров. Такая конструкция братской могилы, в одну линию на 25 человек, не представляет собой ничего необычного.
Следующее захоронение 11-ти (по другим источникам 16-ти) Советских воинов состоялось, скорее всего, в 1944 году в ходе освобождения Сланцевского района от немецко-фашистской оккупации. О том, что эти военнослужащие были похоронены в одно время, говорит тот факт, что все они числились в одном батальоне. Видимо для того, чтобы могила имела более компактную форму, их похоронили слева и справа от предыдущего захоронения. Так образовалась настоящая могила, имеющая форму буквы «П».
К сожалению, подробности о гибели этих людей нам не известны. Были ли расстреляны 25 красноармейцев, или погибли в ходе боев, и в каком месяце они были похоронены, мы не знаем.
* * *
Накануне празднования 50-летия Октябрьской революции было решено привести в порядок все могилы, относящиеся ко времени Гражданской войны. Для этого была проведена инвентаризация этих захоронений, и на каждую из могил был составлен «Паспорт на памятник». В частности, на памятник в Ложголово паспорт был составлен 17 июля 1967 года. Впоследствии этот паспорт, как и все прочие, хранился в Сланцевском горвоенкомате.
Но сначала, согласно решению Исполкома Сланцевского Горсовета за № 37, этот памятник, еще не имевший паспорта, был взят под государственную охрану. Это решение было принято17 февраля 1967 года.
Установка памятника произошла в этом же 1967 году, в каком месяце – не известно, но во всяком случае, не зимой. Получается парадоксальная ситуация: если сравнить даты в документах, то следует, что сначала памятник был поставлен на учет, потом на него оформили паспорт, а уже затем установили!
Спустя два года, в январе 1969-го, Сланцевским отделением ВООПИК, председателем которого в то время был Сергей Афанасьевич Пронин3 , на Ложголовскую могилу была составлена «карточка исторического памятника». В этой карточке было написано, что в этой братской могиле были: «Похоронены 25 человек, убитых в период Гражданской войны; здесь же похоронены 16 воинов 3-го б-на 126 стр. полка 191 СД периода Великой отеч. войны. Бои на территории сельсовета. Метал. ограда 40 п/м».
Местонахождение могилы Пронин обозначил так: «южнее деревни 500 м».
Прошло еще 23 года и вот, в 1990 году вышла директива Министерства обороны СССР. Согласно этой директиве все воинские захоронения получили учетные карточки установленного образца. В учетной карточке, составленной на Ложголовскую братскую могилу, было указано следующее: «Ленинградская область Сланцевский район Старопольская волость д. Ложголово.
Братская могила воинов павших в годы В.О.В. 1941-1945 гг.
Памятник мраморный высотой 1,2 м. установлен на постамент.
Ограда металлическая 48 п/м.
Текст: «Советским воинам павшим в боях за Родину в 1919 г. и в 1941-1944 гг.»
Количество захороненных 11.
Персональные сведения о захороненных не установлено».
В пункте о дополнительных сведениях указано: «Здесь же похоронены 25 человек погибших в период Гражданской войны».
В этой же карточке приведен фотоснимок и схема расположения захоронения. Согласно этой схеме могила находится в 250-ти метрах к юго-востоку от Георгиевской церкви и в 400-х метрах от асфальтовой дороги на Старополье.
В этом документе, как и в предыдущем, есть несколько неточностей:
1. Во-первых, могила позиционируется уже как: «Братская могила воинов павших в годы В.О.В. 1941-1945 гг», и только в дополнительных сведениях сказано, что: «Здесь же похоронены 25 человек погибших в период Гражданской войны».
На самом памятнике стоит другая дата 1941-1944 годы. Дату на памятнике можно считать более достоверной, так как территория Старопольского сельсовета была полностью освобождена к началу февраля 1944 года, и впоследствии боевые действия на этой территории уже не велись.
2. В карточке указано, что памятник из мрамора. На самом деле он изготовлен из красного гранита.
В этом документе сказано, что высота памятника составляет 1.2 метра, на самом деле общая высота памятника – 2.35 метра, высота гранитной стелы 1.6 метра.
Размеры металлической ограды указаны почти верно – 48 п/м, против 45.6 п/м.
3. Количество захороненных воинов уменьшено – 11 человек вместо 16 указанных в предыдущем документе. И, кроме того, в этом документе не указано – в какой воинской части служили погибшие солдаты.
4. Расстояние до могилы относительно села Ложголово также указано неверно – 250 метров, против 500 метров.
В годы Советской власти по праздничным дням у этого памятника проводились торжественные мероприятия и митинги.
24 июня 1998 года в трех метрах от ограды этой могилы был установлен памятный крест, посвященный погибшим здесь воинам северо-западникам. Установку креста организовало «Воинское братство во имя святого Архистратига Божия Михаила».
В настоящее время 9 мая у братской могилы в «Свиноеже» проводится акция «бессмертный полк» и бывают богослужения.
* * *
Однако, весьма возможно, что эта могила не является в «Свиноеже» единственной. По рассказам одного из местных жителей, во время Гражданской войны здесь производились расстрелы и захоронения, как красными, так и белыми.4 Особенно масштабным он называет ноябрьский расстрел 1919 года. По его словам, в один день здесь было убито около 250-ти белых военнопленных. Предположительно, эта могила находилась юго-восточнее описанной выше могилы красноармейцев. Впоследствии она затерялась на местности. Но если эта могила в действительности существует, то ради исторической справедливости ее следует разыскать и обиходить.
Письменных источников, относящихся к событиям, происходившим в Ложголово в 1919 году, сохранилось немного.5 Документы, сообщающие об этом расстреле или о содержании в Ложголово красных или белых военнопленных, пока не найдены. Поэтому для нас особенно важны рассказы местных жителей – свидетелей того времени. В нашем распоряжении имеется лишь одно такое свидетельство – это рассказ П.И. Полевой о том, как она, будучи в 1919 году десятилетней девочкой, видела большую группу связанных веревкой людей в нижнем белье, которых вели по их деревне Загорье.
Второе свидетельство не является свидетельством очевидца – это рассказ о военных действиях 1919 года в окрестностях Ложголово и ноябрьском расстреле белых военнопленных. Его поведал нам, со слов своей матери, уроженец Ложголово В.И. Тараканов.6
Оба эти свидетельства приведены в двух публикациях: в № 25 журнала «СПб епархиальные ведомости» за 2001 год, на стр. 157-159. – статья называется «Свиноежа» она написана по материалам С.Г. Зирина. Вторая публикация была напечатана в «Журнале исторической России. Михайлов день выпуск 1-й» за 2005 год, стр. 39-40. Статья так же называется «Свиноежа» автор – С.Г. Зирин. При этом первоисточником, особенно в части пересказа истории Поляковой, следует считать статью С.Г. Зирина в «Михайловом дне», так как статья в «СПб епархиальных ведомостях» хоть и вышла раньше, была написана по его материалам.
А.Д. Лукашов,
краевед.
Продолжение следует.
----------------------------
1. В.А. Лапшин. Археологическая карта Ленинградской области. Часть 1. Ленинград. 1990. Стр. 61
2. Старинная медная шведская монета в очень ветхом состоянии. На одной из ее сторон заметно изображение трех корон.
3. С.А. Пронин – сланцевский краевед, автор нескольких статей в местной газете «Знамя труда».
4. Рассказ В.И. Тараканова (09.07.1924-20.01.2009) приводится ниже.
5. В частности упоминание о том, что в Ложголово, в сентябре – октябре 1919 года стояла Ливенская дивизия есть на 179 странице книги - Памятка Ливенца. Рига. Изд. «Саламандра». 1929.
6. Существует аудиозапись беседы с В.И. Таракановым.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика