Ужесточение правил техосмотра: чего ждать водителям

93
9 минут
Ужесточение правил техосмотра: чего ждать водителям

07.09.19 Знамя труда. Сланцы

В последнее время теме проведения техосмотра уделяется много внимания. Почему-то она вдруг взволновала чиновников и депутатов: весной ужесточили правила проведения ТО, а в конце июля наш президент подписал пакет законов, усиливающих административную ответственность за нарушения при техосмотре.

За отсутствие диагностической карты штраф 2 тыс. рублей. За оформление фальшивой карты без реального осмотра от 5 тыс. (для сотрудников) до 300 тыс. (для юридических лиц). А если будет доказано, что делали они это в сговоре в составе организованной группы, наступает уже уголовная ответственность с реальными сроками. Как заявляют власти, эти меры направлены на борьбу с распространённой практикой выдачи фиктивных диагностических карт без проведения техосмотра.

Но и это далеко не все новости: недавно ГИБДД добилась права участвовать в проведении ТО, правда, только автобусов. Как это будет выглядеть пока никто не знает, но процедура разрабатывается. А совсем недавно Банк России предположил, что Российский союз автостраховщиков (РСА), который ведает аккредитацией операторов техосмотра, в перспективе может не справиться с задачами, поставленными новым законом. Что в итоге может привести к проблемам с оформлением диагностических карт. И поэтому некоторые функции по контролю за проведением ТО надо передать правительству. Или ещё кому-нибудь.

Так что же происходит? Неужели грозит возврат жутких очередей в пунктах проведения техосмотра, как это было каких-то десять лет назад? Давайте разбираться.

Согласно изменениям в правилах проведения ТО, принятым в июне, все этапы должны строго фиксироваться на фотокамеру, а снимки храниться в базе. (Хорошо ещё отказались от первоначальной идеи записывать на видео, потому что не смогли решить, кто будет оплачивать съёмки и хранение огромного массива информации.) Кроме того, все операторы техосмотра с июня 2020 по июнь 2021 года должны заново пройти аккредитацию в РСА, причём проверить должны все пункты ТО. А их, между прочим, более 5 тыс.! При этом надо понимать, что сейчас в штате РСА выездными проверками операторов ТО занимаются&hellip, десять человек.

В прошлом году они рассмотрели 380 жалоб на работу операторов, провели 213 выездных проверок. В результате 314 аттестатов аккредитации было аннулировано. А теперь им предстоит проверить 5 тыс. ПТО! Причём обязательно с выездом по месту работы. Да ещё дополнительно произвести оценку пропускной способности оператора, рассчитать, сколько автомобилей он сможет обслужить в течение рабочего дня по специальным формулам. И если выяснится, что, скажем, не более 15 значит, ему разрешат выдавать не более 15 диагностических карт в день. Здравствуй, очередь?

В РСА рассказали, что сегодня, чтобы содержать штат сотрудников и оплачивать их работу, они ежегодно получают от каждого аккредитованного оператора по 20 тыс. рублей. Если количество проверок увеличивается кратно, то должны вырастить и сборы с операторов по предварительным расчётам, как минимум до 70 тыс. рублей в год. Услышав это, операторы просто взвыли где брать такие деньги? Ведь расценки за проведение ТО сегодня регулируются региональными властями и составляют от 300 рублей в Дагестане до 1000 рублей в Иркутской области и Приморском крае. Увеличить эту сумму операторы не могут, вот и экономят на процедуре проведения ТО. Вплоть до проведения его в режиме онлайн, без предоставления автомобиля. Впрочем, большинство автомобилистов такое положение вещей, кажется, устраивает. Как и цена за проведение ТО. А вот депутаты и правительство решили вести беспощадную борьбу с фальшивыми диагностическими картами. И в итоге с аварийностью. Кто за это в конечном счёте заплатит, похоже, ясно.

Впрочем, аварийность по причине неудовлетворительного технического состояния автомобиля (НТС) это тоже вещь в себе.

Надо сказать, что доля аварий из-за НТС невелика и обычно составляет не более 2% от общего числа. Иногда эта цифра вдруг вырастает на 1-2 пункта, но обычно это случается как раз в канун принятия нового положения или закона о безопасности. Как мне объяснил один опытный сотрудник ГИБДД, как правило, НТС указывают в качестве второй-третьей, сопутствующей причины аварии. Проведение экспертизы дело дорогое и сложное, а порой и невозможное как найти неисправность в груде искорёженного металла? Автомобилист просит, и инспектор ГАИ пишет в протоколе: главная причина ДТП несоблюдение водителем скоростного режима, а также возможные проблемы с тормозной системой. Кстати, отечественных исследований по конкретным причинам отказов техники я не встречал (но они, конечно же, есть), но как-то увидел выводы финских дорожных властей. Так вот, они считают, что в 5055% НТС это всего лишь установленная на автомобиль изношенная или не соответствующая сезону резина. И во время летнего техосмотра трудно понять, во что обует к зиме свою машину её владелец.

Кстати, в любом случае за аварию по причине неисправности автомобиля будет отвечать водитель. Такой пункт есть в правилах любой страны. Так, в наших ПДД записано: Водитель транспортного средства обязан&hellip, перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства &hellip, Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, при негорящих фарах и задних габаритных огнях (в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости), недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада&hellip, (ст. 2.3) И далее о том, что перед выездом водитель должен проверить, чтобы убедиться в исправности автомобиля.

Нормальный, ответственный автомобилист так и делает и не подумает выехать на машине, скажем, с проблемами в рулевом управлении, ведь он везёт себя и любимых людей. А я не знаю ни одного примера в истории, чтобы за аварию, где в виде причины указано НТС, наказали пункт проведения техосмотра. Только владельца автомобиля! Ведь доказать некую халатность при проведении ТО практически невозможно. Даже если просветить всю машину рентгеном, провести физико-химический анализ состояния металла, то все равно это будет снимок состояния авто в эту конкретную секунду. А усталость металла может наступить через месяц.

Но если владелец внимательно (и регулярно) обслуживает своего железного коня, вероятность такого развития событий минимальная. Поэтому обязательный ТО в какой-то форме, конечно, нужен. Он дисциплинирует автовладельца, заставляет его проводить дополнительные регламентные работы, содержать машину в порядке. И поэтому техосмотр проводится в большинстве стран мира. Не во всех некоторые от него все-таки отказались, посчитав это обязанностью владельца (большинство штатов США, Австралия и т.д.). В Грузии техосмотр отменили, когда поняли, что не могут победить коррупцию при проведении этой процедуры.

Итак, пройдёт несколько месяцев, и положения закона, направленные на благое дело, борьбу с фальшивыми диагностическими картами, вступят в силу. Но если выполнить все его пункты, это приведёт к многократному росту цен на ТО. Переложить эти расходы на автомобилистов? Вряд ли это кому-нибудь понравится. У РСА сегодня нет физических и финансовых возможностей, чтобы выдать новую аккредитацию всем операторам техосмотра (напомню, на это отводится год).

Допустить, чтобы посыпался весь сложившийся механизм выдачи диагностических карт, а следом за ним и полисов ОСАГО, в Банке России не могут. Вот и предлагают передать надзор за техосмотром правительству РФ. Кому уж там поручат заняться выполнением новых положений закона, не важно, хотя уже звучали предложения Росаккредитации или Ространснадзору. Впрочем, штат этих организаций очень невелик (с прямыми обязанностями справиться бы), так что энтузиазма с их стороны я не вижу.

МВД, как известно, собирается получить полномочия по надзору за техосмотром автобусов, в этом случае на пунктах ТО будут присутствовать и сотрудники Госавтоинспекции. Но только позволят ли ради этого увеличить штат ГИБДД?

Руководители РСА уже обратились с письмами в правительство и во все заинтересованные ведомства, где указывают на возникшие проблемы и жалуются на недостаток финансирования для их решения. Для начала просят увеличить переходный период для подтверждения аккредитации с одного года до двух, а также дать союзу право выдавать аккредитацию без выездной проверки хорошо (и давно) работающим операторам.

Помогут все эти меры? Наверное, они позволят убрать с рынка некоторое количество операторов, которые не проводят никаких осмотров, а лишь торгуют диагностическими картами. Но вряд ли заставят миллионы российских автомобилистов дружно отправиться на пункты ТО и честно пройти все процедуры. Для этого нужны другие меры, организационные и воспитательные.

Для начала хотя бы не мешало разобраться, кто у нас и за что отвечает, у кого какие права и обязанности. Вот РСА сегодня выдаёт аккредитацию для работы, но дальше процесс практически не контролирует, и даже если аккредитацию отзывает некоторые организации продолжают штамповать диагностические карты, будто ничего не произошло. Наказать их страховщики никак не могут. Нет законной возможности для контроля и у ГАИ. А ведением единой базы по техосмотрам (ЕАИСТО), к работе и безопасности которой много претензий, почему-то по прежнему ведает МВД. А база давно нуждается в модернизации. Кто этим должен заняться? Вот в результате и получается классическая история про семь нянек&hellip,

А ещё надо думать, как сделать, чтобы люди добровольно и осознанно проходили техосмотр. Для этого он должен стоить недорого и не отнимать много времени. Не понимаю, почему нельзя, скажем, дать право станциям техобслуживания после проведения определённых регламентных работ выдавать документ о том, что попутно автомобиль прошёл и ТО? Ведь они все равно проводили диагностику всех систем машины.

Мне все равно кажется, что правильный выбор был сделан почти десять лет назад, когда правительство забрало систему проведения ТО у МВД. Слишком много нареканий она вызывала: огромные очереди, массовая коррупция на пунктах проведения техосмотра. Тогда абсолютное большинство автомобилистов это решение встретило с ликованием. Надо сказать, что сегодняшняя ситуация, может, и волнует депутатов и чиновников, но, опять же, устраивает абсолютное большинство автовладельцев.

Недавно на одном из популярных автомобильных сайтов увидел результаты опроса на тему: Надо ли вернуть контроль за проведением ТО сотрудникам МВД? И что же 49% респондентов против такого решения, а 35% вообще считают, что техосмотр можно и нужно отменить. А вот желающих снова увидеть в пункте ТО человека в погонах не нашлось вовсе. Вот так. Непонятно, что мешает провести такой опрос, только корректно, с соблюдением всех правил, по всей стране. Например, силами ВЦИОМ. Только, боюсь, результаты будут похожими. И тогда станет понятно, что существующая система отнюдь не идеальна, но, видимо, просто переживает болезни роста, когда не хватает опыта, ресурсов.

Не до конца распределены права и обязанности, а главное зоны ответственности всех участников процесса (в первую очередь между МВД и РСА). А задача правительства и Центробанка, как регулятора страхового рынка, чётко прописать все правила игры. А придумывать все новые и страшные наказания, как мне кажется, занятие бесполезное. Это хорошо для отчётности, но не для реального повышения безопасности на дорогах.

PS. Все вышесказанное, конечно же, относится к техосмотру легковых автомобилей: никто, надеюсь, не будет возражать, что ТО для автобусов, грузовиков, перевозящих взрывоопасные жидкости и т.д., должны проводиться часто, пристально и по особой программе.

Источник: https://tass.ru/

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика