
Много побед во славу российского оружия было одержано войсками Б.П. Шереметева по полях сражений. Но в одном из первых сражений Северной войны 19 ноября 1700 года под Нарвой его постигла большая неудача, которая стоила Борису Петровичу царева гнева и едва не стоила самой жизни. В бою Шереметеву поручили командовать дворянской конницей. Это поместное войско появилось в конце XV века и было основой русской рати. Воины несли бессрочную службу с 15 лет и получали за это денежное жалование и земельный надел. В военное время должны были явиться на государеву службу «конно, людно и оружно»: на коне, со своим вооружением, вместе с вооруженными слугами. А в мирное время они занимались своим хозяйством. И часто случалось, что, когда государь призывал на службу, многие вдруг сказывались немощными и больными. Поди проверь, правда ли это. Понятно, что военная выучка и боевой дух в поместном дворянском войске были невысокими.
Результатом сражения у стен нарвского замка стала, увы, «нарвская конфузия». Нет, во время самого сражения поместная конница не потеряла ни одного человека. Ратники просто не стали участвовать в бою, наблюдая за его ходом со стороны. А когда шведское войско начало одерживать победу, 5000 всадников, вероятно, вспоминая об оставленном поместье, просто бросилось в бегство. В тот день, казалось, и сама природа была против нас. Разыгралась метель. Ледяной ветер был нашим воинам прямо в лицо. И при попытке переправиться через Нарову от страха и ужаса в реке утонуло 1000 человек. Б.П. Шереметев отчаянно пытался пресечь панику. Но потерявшие всякий разум дворяне столкнули самого Бориса Николаевича в воду. Только верный конь и спас его жизнь.
Но вернёмся к теме Шереметевой дороги. Про эту дорогу много написано нашими краеведами. Не будем повторяться, но напомним некоторые моменты. Дорога строилась для потребностей русской армии в походе на Нарву во время Северной войны. Пунктами сборов армии были Новгород и Псков.
Шереметева военная дорога вела через Осьмино, Лесище и пролегала через реку Долгую к Тихвинке и дальше на Монастырек к Пятницкому болоту. Затем через границу между Московским царством и Шведским королевством на реке Пята к селу Пятницкому, где с конца XVI века был православный монастырь, и далее до Ивангорода. К русско-шведской границе от Ложголова подходил другой участок дороги. Еще один отрезок Шереметевой дороги проходил через погост Черный, Боровню к Никольскому погосту в Полях. Дальше путь вёл через реку Плюссу к Ольгиному Кресту и по берегу Наровы до деревни Дюк-Переволок, а затем к переправе через Нарову в Эстляндию.
Участки Шереметевой дороги сохранились в Лужском районе, в округе Осьмино. В Сланцевском районе участки Шереметевой дороги сохранились между урочищем Донско и Тихвинкой, а также между деревнями Боровня и Черно. Здесь она носит местное название «черной дороги».
И в наше время дорожное строительство – трудоёмкое и дорогое дело. Но даже не представить сегодня, с каким трудом создавался этот путь. В то время топор, лопата и трудовая смекалка – вот и все главные инструменты в работе. И когда наши недоброжелатели начинают говорить, что русские люди – сплошь бездельники и лентяи, то строительство Шереметевой дороги убедительное опровержение этой лжи. В неимоверных трудах, через места пустынные, лесные чащобы, прокладывая по болотам гати, устраивая мосты через бесчисленные реки, речки и ручьи, а все-таки свершили наши безвестные предки этот без преувеличения подвиг. И сделали дорогу на совесть. Ведь по-другому прадеды работать не умели. Нет, не скатертью была эта дорога. Но прошли по ней к Нарве почти 40 тысяч солдат с обозом и вооружением. Провезли 195 орудий с артиллерийским припасом. По ней же и отступили с ранеными и больными после Нарвской неудачи. Славная получилась дорога. Отдельные ее участки использовались вплоть до Великой Отечественной войны.
Ефим Андреев в «Записках» сохранил воспоминания местных жителей и о тяжелом бремени дорожной повинности во время строительства Шереметевой дороги, десяти тысячах подвод, выставленных крестьянами для армии, о мостах, которые они мостили по непроходимым болотам. Население у нас в то время не было многочисленным, конница Шереметева пришла к Нарве к 25 сентября, а, значит, дорога создавалась, отвлекая силы земледельцев в самую горячую пору уборочной страды.
Продолжение следует.
А.Ю. Дорошенко,
краевед.