Февраль 1944-го. Малоизвестные подробности освобождения посёлка Сланцы (Окончание. Начало в номерах 4, 5, 6, 7 от 3, 10, 17, 24 февраля 2023 года).

121
10 минут
Февраль 1944-го.  Малоизвестные подробности  освобождения посёлка Сланцы (Окончание. Начало в номерах 4, 5, 6, 7 от 3, 10, 17, 24 февраля  2023 года).
Общеизвестно, что 1 февраля 1944 года при освобождении Ленинградской области от фашистских захватчиков первыми в посёлок Сланцы вошли партизаны 9-й партизанской бригады.

… Что же там такое происходит? Смотрю, немцы прыгают с моста: один, второй, третий… последний. И вдруг в небо взвился столб грязи и пыли. …
… Вижу, немцы заметались. К удирающим от нас присоединились бегущие с того берега. Оккупанты уже не отстреливаются, а только бегут и бегут. Одиночки сливаются в группы, в отряд. Их курс – на Лучки. Немцы норовят бежать по берегу реки, скрываясь от наших пуль».

Далее Никандров сообщает о том, что после боя встретился с командиром бригады и Светлов сообщил ему о том, что «жалкие остатки» немецкого гарнизона бегут на Нарву, а основную часть партизан, участвовавших в набеге на Сланцы, «Светлов направил с задачей – выбить немцев из Гдова!» «Светлову понравилось брать города» – задорно добавляет автор статьи.

Кстати, а удалось ли партизанам 9-й бригады помимо Сланцев взять ещё и Гдов? К сожалению, точной информации об участии каких-либо партизанских отрядов в освобождении города Гдова в документах не оказалось Отмечено лишь их участие в разрушении дорог и мостов во вражеском тылу. Об этом, на удивление ярко и образно, рассказано в Журнале боевых действий 108-го стрелкового корпуса 42-й армии: «2.2.44 в 20.00 863 СП под командованием майора КУЛАКОВСКОГО действуя в качестве передового отряда вошел в г. ГДОВ. Пр-к накануне примерно 31.1.44 сжег и взорвал город и отвел свои войска в южном направлении». … «3.2.44.  Войска 108 СК продолжали преследование пр-ка в общем направлении на Гдов. За сутки продвинулись до 15 клм. … Войска на своем пути встречали разрушенные мосты, дороги, завалы. Это работа наших партизан, орудовавших в немецком тылу. Продвижение затруднялось из-за плохих дорог. На дорогах образовывались пробки до 2-х км. Тылы и артиллерия отставали.

Царица наших полей, матушка-пехота, преодолевая трудности бездорожья, отказываясь от отдыха двигалась вперед, догоняя врага».  

Но вернёмся к статье, она была написана партизаном Никандровым спустя двадцать лет после окончания войны. Естественно, что за эти годы некоторые подробности могли стереться в его памяти. Более того, во время штурма посёлка Никандров находился в сводном отряде, состоящем из резерва и штабной роты, которым руководил начальник штаба 9-й бригады Филиппов и поэтому наблюдал за событиями только с одного направления. Поэтому в тексте его статьи могли быть допущены некоторые незначительные неточности и ошибки, впрочем, не имеющие большого значения. В целом статья очень верно передаёт и настроение людей, и динамику событий того дня.
Сегодня у нас с вами большие возможности, мы располагаем многочисленными документами и сейчас, при помощи этих документов, попробуем уточнить и дополнить то, о чём рассказал Никандров. А для этого раскроем «Дневник боевых действий 9-й партизанской бригады». И для начала, определим, какие отряды входили в состав бригады. На 26-е декабря 1943 года их было семь:
№ 3 – командир Круглов, комиссар Вайчунас П.А.
№ 4 – командир Гавриленков Ф.Д., комиссар Васильев.
№ 5 – командир Абрамов А.А., комиссар Цаплин М.С.
№ 6 – командир Сидоренко Н.Н., комиссар Костров М.А.
№ 7 – командир Янгиров Ф.С., комиссар Моисеенко Я.Е.
№ 40 – командир Стрельников А.Е., комиссар Скипидаров В.
№ 83 – командир Суворов Н.В., комиссар Паравай В.Г.

Командовал 9-й бригадой (с октября 1943 года по 3 февраля 1944 года) Иван Герасимович Светлов. Штаб бригады вместе с «обслуживающим персоналом» составлял 167 человек. 5 января 1944 года 9-я партизанская бригада состояла из 1371 человека.  

Так какой же из этих семи отрядов первым вошёл в Сланцы? Попробуем ответить на этот вопрос методом исключения. А для этого вновь обратимся к «Дневнику боевых действий 9-й партизанской бригады», который, кроме всего прочего, содержит тексты радиограмм, отправляемых командиром бригады в Ленинградский Штаб Партизанского Движения или сокращенно ЛШПД.

Так, например, в телеграмме от 25 января 1944 года Светлов сообщает, что комиссара бригады «Дмитриева выслал в район Луга-Плюсса с 3 отрядом 530 человек для выполнения Вашего приказа …»
В следующей радиограмме от 31 января сообщается, что «Полк две группы 100 человек направил на Шоссейную дорогу Луга-Псков в р-н Городец, Заплюсье. Отряд Абрамова в 100 человек действует на ж/д в районе Луга-Серебрянка. Туда же сегодня пошел отряд Круглова в 150 человек, отряд Бурова 100 человек направлен на ж/д Плюсса-Серебрянка. …» Напоминаем, что отряд Абрамова – это отряд № 5, а отряд Круглова – это отряд № 3. Отряд Бурова номера не имеет, по-видимому, его сформировали специально для участия в операции по разрушению коммуникаций противника на дорогах Лужского района. Итак, во всяком случае, три отряда: пятый, третий и отряд Бурова, однозначно не принимали участия в освобождении Сланцев.

Это подтверждается и двумя радиограммами от 1 февраля за номерами 1302 и 1292  «Отряд Абрамова и Круглова в ночь на 1/II действовали вместе на участке Луга-Серебрянка взорвали 430 рельс…» «Отряд Бурова в ночь на I-II-44 г на перегоне Серебрянка-Плюсса кв 9448 взорвал 250 рельс…»

Кроме того, как раз накануне операции по освобождению Сланцев, Светлов по просьбе комдива 90-й КСД (краснознаменная стрелковая дивизия) передаёт ему часть партизан. Об этом он 31 января докладывает в радиограмме за № 1237 и здесь же добавляет, что «…Дмитриеву люди высланы. Ж/д Сланцы-Веймарн-Кингисепп-Нарва из строя выведена. Противник силою до 2000 человек из Гдова воинским эшелоном восстанавливает ж/д пути. Пытается пробиться в Нарву. Принимаем меры не пропустить. Выезжаю в бригаду».

Итак, отряды № 3 и № 5 однозначно в освобождении Сланцев не участвовали, так как находились в Лужском районе. А сейчас посмотрим, какие отряды действовали в непосредственной близости от Сланцев. А это были отряды № 6, № 40 и № 83. Из радиограммы за номером 1084 мы узнаём о том, что 26 января отряд № 83 под командованием Суворова разрушил полотно железной дороги на участке Сланцы-Веймарн. Всего здесь было уничтожено 56 рельс и два пролёта связи. На следующий день – 27 января 6-м отрядом под командованием Сидоренко на этом же участке дороги Сланцы-Веймарн было уничтожено 150 рельс.
Судя по тому, что взрывы на железных дорогах Сланцы-Гдов и Сланцы-Веймарн продолжались и 29 января, а 30 января партизанами был ещё принят самолёт с большой земли, то это означает, что отряды № 6, № 40 и № 83 вплоть до 31 января находились в непосредственной близости от посёлка Сланцы. Этот вывод подтверждает ещё одна радиограмма за номером 1279 от 1 февраля 1944 года: «31-1-44 г. в районе деревни Монастырек кв. 6676 партизанские отряды бригады № 83, 40 в 14:00 подверглись бомбежке советской штурмовой авиации. В результате имеем 5 убито 14 ранено».

Деревня Медвежек находится примерно в 15 километрах от Сланцев. Даже с учётом зимнего бездорожья партизаны отрядов № 6, 40 и 83 могли преодолеть это расстояние за несколько часов и в ночь с 31 января на 1 февраля выйти к поселку Сланцы.

Как развивались события ранним утром 1 февраля, мы уже знаем из статьи непосредственного участника партизана Никандрова. Поселок горел, мост был взорван, враг бежал по двум направлениям – на Лучки и на Нарву. После того, как партизаны вошли в Сланцы, в этот же день командир 9-й партизанской бригады отправил в Ленинградский штаб партизанского движения радиограмму за № 1294. Приведём текст этой знаковой телеграммы полностью: «В 10-30 заняли Сланцы по Вашему приказанию. В районе Монастырька появилась группа Красной Армии, высылаю связных, подробности доложу позже».
По-видимому, где-то здесь в районе Медвежка  днём 1 февраля и состоялась вторая встреча партизан 9-й бригады с одной из частей Красной армии. (Как мы писали чуть выше, первая встреча с частями 90-й КСД состоялась 29 января). К сожалению, ни фото, ни какой-либо записи об этом событии сделано не было или не сохранилось.

Ещё одну радиограмму, отправленную Светловым тоже 1 февраля, мы также приведём полностью, она поможет нам создать более полную картину событий, произошедших в тот день. Это радиограмма за № 1308 «Заняли оборону по Государственной границе кВ 64-62, 58-58. Разведку направил в район Нарвы. Жду Вашего указания».

Судя по текстам радиограмм и воспоминаниям  Никандрова партизаны под командованием Светлова 1 февраля не только заняли Сланцы, но и первыми вышли на линию старой Государственной границы, выдвинулись в район Нарвы, отправились освобождать Гдов, и вышли навстречу войскам Красной армии у Монастырька.

Предвидело ли командование Красной армии, что немцы оставят посёлок Сланцы без боя и выведут свой гарнизон на запасные позиции у Нарвы? По всей видимости, да. Иначе Светлов не получил бы несколько противоречивых приказов: «занять поселок Сланцы», передать часть своих партизан в состав 90-КСД, и силами трёх отрядов проводить диверсии на дороге Луга – Серебрянка. Ведь при наличии мощной, глубокоэшелонированной линии обороны вдоль берега реки Плюссы, и большого, хорошо вооружённого гарнизона, одна ослабленная 9-я партизанская бригада не смогла бы выполнить этот приказ.

Нам не удалось найти какие- либо сведения о вручении наград за освобождение посёлка Сланцы от фашистской оккупации. Единственное упоминание о награждении находим только в статье Никандрова: «Специальным приказом № 23 Светлов подвёл итоги операции по занятию Сланцев. «С лучшей стороны показал себя командир сорокового отряда капитан Стрельников», говорится в приказе. Ему «за организованность и дисциплину» комбриг объявил благодарность».

Кроме того, в марте 1944 года, уже после расформирования партизанских бригад Ленинградской области этот же 40-й партизанский отряд за успехи в борьбе с фашистами получил Красное Знамя Обкома промкооперации города Ленинграда. И в эти же дни «За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 9-й бригаде было вручено Красное знамя Свердловского райкома ВКПб и исполкома райсовета города Ленинграда».
                *   *   *
Ну что ж, пришло время подвести итоги, они позволят обобщить весьма объёмную и сложную информацию.
1. Сланцевский район оказался на стыке двух армий. Основным направлением 2-й Ударной армии было Нарвское направление. Основным направлением 42-й армии было Гдовское направление. Иными словами, 2-я Ударная освобождала западную часть Сланцевского района, а 42-я армия освобождала восточную часть района. Поселок Сланцы оказался на границе действий этих двух армий.
2. Поначалу Сланцы находились в зоне ответственности 42-й армии. С 1 февраля 1944 года Сланцевское направление было передано 2-й Ударной армии.
3. Первыми воинскими частями Красной Армии, вошедшими в поселок Сланцы, были: 65-й, 147-й и 708-й стрелковые полки 43-й Краснознаменной стрелковой дивизии 122-го стрелкового корпуса 2-й Ударной армии Ленинградского фронта.
4. Освобождение Сланцев отражалось в сводках Совинформбюро в течение двух дней – 2 и 3 февраля 1944 года.
5. Операция по освобождению посёлка Сланцы была проведена партизанами в рамках общевойсковой операции по заданию ЛШПД.
6. Первыми ранним утром 1 февраля в посёлок Сланцы вошли партизаны 9-й партизанской бригады в составе отрядов: № 6, № 40 и № 83. При этом особенно отличился отряд № 40 под командованием капитана Стрельникова.
7. Немецкий гарнизон, базировавшийся в посёлке Сланцы, отошёл на заранее подготовленные позиции у города Нарва, не приняв боя. Предварительно все жилые и промышленные здания в посёлке были уничтожены, мосты взорваны, ценное оборудование вывезено.
Андрей Лукашов,
краевед.
Январь 2023. СПб.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика