Февраль 1944-го. Малоизвестные подробности освобождения посёлка Сланцы (продолжение)

300
10 минут
Февраль 1944-го.  Малоизвестные подробности  освобождения посёлка Сланцы (продолжение)
(Начало https://z-truda.ru/articles/istoriya/fevral_1944_go_maloizvestnye_podrobnosti_osvobozhdeniya_posyelka_slantsy/)

Фото Карта генерального штаба РККА. Фрагмент листа 0-35-33 (СЛАНЦЫ), 1939 г.

А когда же части Красной Армии ступили на сланцевскую землю? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся для начала к сводкам Информбюро. 31 января 1944 года Советские войска ещё находились на территории Кингисеппского района. В оперативной сводке за этот день было сказано, что, среди прочих, были освобождены следующие населённые пункты Кингисеппского района: «… КИКЕРИЦЫ, КЕРСТОВО, КИЛЛИ, МАЛЛИ, ЗАПОЛЬЕ, АЛЕКСЕЕВКА, ТИКОПИСЬ, КУКОВО, БОЛЬШОЙ и МАЛЫЙ ЛУЦК, БОЛЬШОЕ КЛЕННО, НЕДОБЛИЦЫ, ВЫПОЛЗОВО, ИВАНОВСКОЕ, ЮРКИ и железнодорожные станции КИХТОЛКА, КЕРСТОВО, КЛЕННО. Наши войска вплотную подошли к городу КИНГИСЕПП и завязали бои на окраинах города….».
На следующий день, 1 февраля, части Красной Армии ступили наконец на территорию Сланцевского района. В этот день диктор Левитан зачитал следующую оперативную сводку Совинформбюро: «Войска ЛЕНИНГРАДСКОГО фронта, сломив сопротивление противника, 1 февраля овладели городом КИНГИСЕПП и, продолжая развивать наступление севернее и южнее КИНГИСЕПП, с боями заняли более 50 населённых пунктов, в том числе СТАРОЕ ГОРКОЛОВО, НОВО-ГОРКОЛОВО, КОЛГОМПЯ, РЕПИНА, ЗАЛЕСЬЕ, РУЧЬИ, ДУБКИ, СЛОБОДКА 1-я и 2-я, КОСКОЛОВО, НИЖНИЕ ЛУЖИЦЫ, ПЕСКИ, ВЕРХНИЕ ЛУЖИЦЫ, ПОЛУЧЬЕ, КУРОВИЦЫ, ОРЛЫ, КЕЙКИНО, ДАЛЬНЯЯ ПОЛЯНА, МАННОВКА, ГОРЕЛОВО, ЛОЖГОЛОВО, ЗАМОШЬЕ, СТАРОПОЛЬЕ, ХАТИЛО, ВАЛОВО, ПОРЕЧЬЕ, УСАДИЩЕ, ГЛАЗОВА ГОРКА, ОСЬМИНО, ЛУГОВСКОЕ и железнодорожные станции ВАЛГОВИЦЫ, КОСКОЛОВО, ЛЕТНЯЯ, ТУГАНЫ».
А через день, 2 февраля, в сводках были упомянуты два населённых пункта, находившиеся на территории посёлка Сланцы, – это Малые Поля и Никольщина. «В течение 2 февраля на НАРВСКОМ направлении наши войска продолжали успешно развивать наступление и заняли более 40 населённых пунктов, в том числе УСТЬ-ЛУГА, МЕЖНИКИ, КРАКОЛЬЕ, НОВАЯ ДЕРЕВНЯ, ВОЛКОВО. ВАНАКЮЛА, ФЁДОРОВКА, ДУБРОВКА, МОНАСТЫРЁК, ВОРОНОВО, ЧЕРНО, КРИВАЯ ЛУКА, БОРОВНЯ, МАЛЫЕ ПОЛЯ, НИКОЛЬЩИНА…». И только на следующий день, 3 февраля 1944 года, в сводках Совинформбюро прозвучало название Сланцы: «В течение 3 февраля на НАРВСКОМ направлении наши войска продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли более 50 населённых пунктов и среди них КАЛЛИВАРЕ, ВЕНЕКЮЛА, ТЫРВАЛА, УСТЬ-ЧЕРНОВА, СУР-ЖЕРДЯНКА, БОЛЬШИЕ ПОЛЯ, СЛАНЦЫ, ЗАМОШЬЕ, ЗАЛЕСЬЕ, МАЛАЯ и БОЛЬШАЯ ВЫСКАТКА, РУДНО, ГУСЕВА ГОРА, ПЕРНИЦЫ, ВЕЛИКОЕ СЕЛО и железнодорожные станции ПРЕОБРАЖЕНКА, СЛАНЦЫ, ИЩЕВО…»
Так, в течение трех дней, 1, 2 и 3 февраля 1944 года, войска Ленинградского фронта освободили от противника всю территорию Сланцевского района и даже вышли на левый берег реки Наровы. Но почему же так получилось, что в сводках Совинформбюро за 2 февраля фигурируют Малые Поля и Никольщина, а в сводках за 3 февраля Сланцы и ж.д. станция Сланцы. Разве Малые Поля, Никольщина, Сланцы и станция Сланцы это не один и тот же населённый пункт? А дело в том, что армейское начальство ориентируется по военным  топографическим картам, а не по административно-территориальным справочникам. Обратимся и мы к предвоенным картам генерального штаба РККА, а точнее к листу «0-35-33 (СЛАНЦЫ)», в правом нижнем углу которого следующая надпись: «Карта издана с учетом всех материалов на февраль 1939 г». На этой карте на правом берегу реки Плюссы мы видим следующие населённые пункты, расположенные с севера на юг: Малые Поля, Свиридова, Никольщина, Совхоз им. Кирова. В восточном направлении – Рудник № 2, и южнее – Рудник № 1. Название Сланцы на правом берегу Плюссы не фигурирует. Теперь посмотрим, что находится на левом берегу реки. Напротив Малых Полей находятся Большие Поля. Напротив шоссейного моста – Сланцы. Далее на юг находится железнодорожный. мост и южнее этого моста – станция Сланцы.
То же самое видели на военных картах и командиры Красной Армии. Вся та территория, которую мы сейчас называем городом Сланцы, для них состояла из отдельных населённых пунктов, рудников, рек, дорог, мостов и прочих объектов. А то, что в предвоенное время активное жилищное строительство посёлка Сланцы происходило на правом берегу Плюссы, между шоссейным мостом и деревней Никольщина, большого значения для военных не имело. Поэтому нет ничего удивительного в том, что освобождение территории Сланцев отражалось в сводках Совинформбюро в течение двух дней 2 и 3 февраля 1944 года.
То, что военные не рассматривали Большие и Малые Поля, Сланцы, Свиридово, Никольщину, Лучки, свх. им. Кирова и все сланцевские рудники как одно единое целое, как один крупный промышленный центр и мощный транспортный узел, сыграет в дальнейшем определённую негативную роль в определении точной даты освобождения посёлка.  

*   *   *
Выше мы уже упомянули, что к 31 января 1944 года войскам Ленинградского фронта удалось пробить брешь в обороне 18-й германской армии, рассечь её на две части и заставить продолжить отступление по двум направлениям: Нарвскому и Гдовскому. При этом на Нарву наступала 2-я Ударная армия, а на Гдов – 42-я армия. И обе они освобождали территорию Сланцевского района.
А где же проходила линия разграничения между двумя этими армиями? В зону действия какой из них попал посёлок Сланцы? Обычно линия разграничения зоны боевых действий между воинскими частями указывается в «Журнале боевых действий». Во время войны такой журнал в обязательном порядке ведёт каждая воинская часть. Не является исключением и 42-я армия Ленинградского фронта.
Поэтому всю интересующую нас информацию мы можем получить на первой странице февральского «Журнала боевых действий 42-й армии».
«1-е февраля 1944 года.
Оперативной директивой №1 Военного Совета Армии от 30.1.44 войскам была поставлена задача форсировать р. ЛУГА и продолжать преследование противника в общем направлении на ГДОВ.
СПРАВА – 2-я Ударная Армия имела задачу наступать на КИНГИСЕПП.
Разграничительная линия с ней проходила: ЧЕРЕПОВИЦЫ, ТРЕСКОВИЦЫ, М. МАЛОСКОВИЦЫ, /иск./ КИНОШИ, /иск/ отм. 40.5, /иск./ отм. 40.9, СЛАНЦЫ, /иск./ ОМУТИ».
Внимательный читатель обратил внимание на отметку /ск./ – что значит исключительно. Так вот, перед названием населённого пункта «СЛАНЦЫ» такая отметка не стоит. Следовательно, согласно директиве Военного совета, посёлок Сланцы должен был находиться в зоне ответственности 42-й армии!
Теперь остаётся посмотреть, какая воинская часть 42-й армии действовала на её правом фланге и получила приказ занять Сланцы. Ответ получаем на этой же первой странице, этого же Журнала боевых действий: «116 СК - /в составе 292, 224 и 13 СД/ получил задачу к исходу 31.01.44 главными силами сосредоточится в районе ВОЛОСОВО, МАЛ. СЯГЛИЦЫ, ЛЕТОШИЦЫ, ОЗЕРТИЦЫ; в дальнейшем совершать марш со скоростью не менее 35 км. в сутки по маршруту МОЛОСКОВИЦЫ, ЛОПЕЦ, ПОРЕЧЬЕ, СТАРОПОЛЬЕ, УХОВО, в готовности не позже 7.2.44 г. развернуться на рубеже СЛАНЦЫ, ГОСТИЦЫ».
Итак, мы получили ответ на свой вопрос! Оказывается, и Сланцы и Гостицы находились в зоне действия 116-го Стрелкового корпуса 42-й армии Ленинградского фронта. Однако, не веря своему счастью, перевернем ещё несколько страниц «Журнала боевых действий 42-й армии», с тем, чтобы убедиться в правильности наших рассуждений и узнать, какие же воинские части 116-го стрелкового корпуса первыми вошли в посёлок Сланцы. Вторая страница, третья, четвёртая и вот, наконец, открываем тринадцатую страницу журнала, на которой описаны действия частей 42-й армии за 6 февраля 1944 года.
Но что это? Здесь сказано, что 6 февраля «116 СК – выполнял задачу в соответствии с решением командарма частями 291и 268 СД с 13.00  6.2.44 г. находился на марше и к 22.00 достиг:
268 СД – района ЗАЯНЬЕ, ГНЕЗДИЛОВА ГОРА, СЕГЛИЦЫ, где и расположилась на ночевку.
291 СД – была переподчинена с 15.00  6.2.44г. Командиру 123 СК и находилась на марше в район сосредоточения СЕРБИНО, КР. АЛЕКСИНО, ЛАВИНЬ».
Как же так, перед 116-м корпусом была поставлена задача, к 7-8 февраля сосредоточиться в районе Сланцы-Гостицы, освободив всю восточную часть Сланцевского района. А он 6 февраля оказался в районе Заянья и Сербино, совсем в другой стороне от места сосредоточения? Означает ли это, что наши поиски зашли в тупик? Ну уж нет! Теперь мы возьмём в руки «Журнал боевых действий 2-й ударной армии, ведь её части действовали по соседству, т.е. справа от 42-й армии, в западной части Сланцевского района. Оказывается, на страницах этого журнала сохранилась директива Военного Совета Ленфронта от 1 февраля 1944 года за подписью командующего войсками Ленинградского фронта генерала армии Л.А. Говорова. Эта директива имеет большое значение для нашей истории, поэтому приведем её текст полностью, тем более, что она короткая и состоит всего из трех пунктов:
«а/ 2 Ударной Армии продолжать выполнение поставленной задачи выход на р. НАРВА.
От 42 А принять СЛАНЦЕВСКОЕ направление, в связи с этим разгранлинии слева с 12.00  1.2.44 установить: /иск./ ЧЕРЕПОВИЦЫ, /иск./ СЫПКОВИЦЫ, ЮРКИ, ЛИКОВСКОЕ, ЗАКЛЕПЫЧЕВО, ХОТИЛО, УХОВО, ВЫСКАТКА, к НАРВЕ северным берегом оз. ЧУДСКОЕ, КАУКСИ, АРУ.
б/ Одновременно с выдвижением частей к рубежу р. НАРВА вести подготовку прорыва оборонительной полосы противника на западном берегу р. НАРВА.
в/ 13 СД 116 СК с 8.00  1.2.44 передать в состав 2УА. С выходом на рубеж р. НАРВА в состав 2 УА дополнительно передается 30 Гв. СК.
ГОВОРОВ. КУЗНЕЦОВ»

Итак, мы видим, что 1 февраля 1944 года сланцевское направление было передано из зоны действий 42-й Армии, в зону действия 2-й Ударной Армии. Причем вместе с двумя находящимися на этом направлении частями: 13-й Стрелковой дивизией и 30-м Гвардейским стрелковым корпусом. Теперь остаётся выяснить, какие части действовали на левом фланге 2-й Ударной армии. А для этого обратимся к самой авторитетной и полной книге, посвящённой битве за Нарву, которая так и называется – «Битва за Нарву».
«2-я ударная армия неудержимо двигалась вперед. На ее правом фланге вдоль побережья финского залива наступали 71-я и 48-я отдельные морские бригады, слева от них продвигались соединения 43-го и 109-го стрелковых корпусов под командованием генерал майоров А.И. Андреева и И.П. Алферова. Южнее, в направлении Заречье-Киноши-Монастырек-Кривая Лука, теснил врага 122-й стрелковый корпус генерал-майора П.А. Зайцева. Его левый фланг соприкасался с частями 42-й армии генерала И.И. Масленникова». Итак, «Битва за Нарву» в очередной раз подтвердила свою авторитетность и полноту изложения материала. Приведённый отрывок точно показывает нам, что на южном – сланцевском направлении действовали войска 122-го стрелкового корпуса 2-й Ударной армии.
Продолжение следует.
Андрей Лукашов,
краевед.
Январь 2023. СПб.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика