
Дмитрий Лихачев
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека
Я хочу рассказать о своём родном посёлке Черновское. Кому это может быть интересно? Чем может быть интересен небольшой посёлок, расположенный вдоль шоссе, ведущего в Сланцы из Санкт-Петербурга, подобный сотням других таких же со своей привычной инфраструктурой: школа и медпункт, клуб и библиотека, магазин и почта. И, на первый взгляд, так и есть, ведь Черновское не обладает вековой историей и древними реликвиями. Да, но не каждый посёлок, именно весь посёлок, является памятником – памятником войны.
Я хочу рассказать о своём родном посёлке Черновское. Кому это может быть интересно? Чем может быть интересен небольшой посёлок, расположенный вдоль шоссе, ведущего в Сланцы из Санкт-Петербурга, подобный сотням других таких же со своей привычной инфраструктурой: школа и медпункт, клуб и библиотека, магазин и почта. И, на первый взгляд, так и есть, ведь Черновское не обладает вековой историей и древними реликвиями. Да, но не каждый посёлок, именно весь посёлок, является памятником – памятником войны.
Известный местный краевед Ф.А. Чуркин в своём исследовании «Кольцовская волость» написал так: «Памятником войны является посёлок Черновское. Его первые домики были построены в 1944 году для штаба командующего Ленинградским фронтом Говорова. После войны в этих домиках обосновался Кингисеппский леспромхоз, и на базе его расстроился посёлок Черновское». Именно отсюда велось руководство боями на Нарвском плацдарме, одном из масштабных сражений Великой Отечественной войны. До сих пор в лесу, рядом с посёлком, ещё остаются следы окопов. Есть две землянки, одна почти разрушена, вторая за речкой сохранилась лучше. И я думаю, что этот момент нашей истории должен быть отмечен установкой в посёлке Черновское памятного знака.
После войны страна поднималась из руин, требовалось много строительных материалов. Так начал свою работу Черновской лесопункт Кингисеппского леспромхоза. Своё имя «Черновской» лесопункт, находящийся на территории Черновского сельского Совета, получил от названия деревни Черно, в которой в то время находилась администрация сельского совета.
В освободившиеся домики штаба заселялись рабочие и служащие, открылись контора леспромхоза, магазин, парикмахерская, баня, а со временем – столовая и клуб. Постепенно все постройки сложились в улицы со своими названиями: вдоль речки Щучки – Речная. Само имя речушки – Щучка – объясняет своё название. Старожилы говорят, что когда-то она была богата именно щукой, и в далёкие времена по ней даже сплавляли лес к Нарве. Вода в Щучке цвета «ржавчины», так как в ней содержится много железа. Исток реки находится в болоте Дубоем. Вода в ней всегда очень холодная.
Та улица, где стояла кузница, стала Кузнечной. Улица, где стояли бараки для рабочих, стала Поселковой. Центральную улицу, по традиции советского времени, назвали улицей Ленина. А улица, где дома вдоль дороги из Ленинграда (в те годы) в Сланцы, стала называться улицей Шоссейной. Проезжая мимо посёлка, многие думают, что он совсем небольшой, ведь на машине по шоссе проезжаешь его очень быстро. Но остальные улицы просто не видны с дороги, особенно летом, из-за пышной зелени садов и леса.
Начальная школа открылась сразу же после войны, тоже в одном из «говоровских домиков» (так их называли в посёлке), а улица получила название Школьная. Со временем поселок разрастался, строились новые дома – появились улицы Зелёная, Новая, Лесная, переулок Тихий.
Одной из малоизвестных страниц истории посёлка является тот факт, что сразу после войны в этих же «говоровских домиках» разместился фильтрационный лагерь для бойцов и граждан, побывавших в фашистском плену или угнанных во время войны в Германию. Со слов жительницы Черновского Ираиды Петровны Карабановой, проживавшей здесь с 1946 года (записано 6.07.2017 года), вся территория улицы Ленина от нынешнего детского сада и школы до конца улицы протяжённостью около 300 метров, была обнесена колючей проволокой. Там жили и ждали решения своей участи эти люди. Кого-то, после всех проверок, отпускали на волю, а кого-то – в тюрьму. Некоторые остались здесь же, в Черновском, и устроились на работу в леспромхоз.
И ещё один момент истины в нашей истории. Не все дождались решения своей участи, кто-то умирал от ран и болезней. И постепенно в конце улицы образовалось небольшое кладбище безымянных могил, за которыми никто не ухаживал. Со временем они стали зарастать травой, а то и затаптываться, так как рядом в то время находилась конюшня. И если бы не нашлись неравнодушные люди, то эти захоронения солдат, и без того наказанных судьбой, канули бы в Лету. В начале 1990-х И.П. Карабанова обратилась к сланцевскому военкому А.Н. Подольскому и рассказала об этом захоронении. Несмотря на непростые времена (в те годы часто не было не только необходимых средств, но и даже бензина для транспорта) А.Н. Подольский обеспечил технику и рабочих для переноса останков. Директор Черновского леспромхоза П.Б. Гузовский выделил бензин для машины, и останки бойцов были перезахоронены в братской могиле в деревне Монастырёк, где позже был установлен памятник неизвестному солдату. Спасибо большое ещё раз неравнодушным людям (от некоторых официальных лиц, к которым обращалась по этому поводу И.П. Карабанова не один раз, ответ был: «А нужно ли?»).
Первым начальником леспромхоза до 1956 года был Никонов Иван Петрович, бывший фронтовик. Следующим начальником стал Аркадий Иванович Пожарников. До этого он руководил Сланцевским леспромхозом, располагавшимся в Гдовском районе в деревне Потрехново. В 1956 году Сланцевский леспромхоз был расформирован, и часть людей во главе с А.И. Пожарниковым переехали на работу в Черновской лесопункт.
А.И. Пожарников был начальником Черновского лесопункта с июля 1956 г. до ухода на пенсию в марте 1981 г. Под его руководством производство стало активно развиваться. Кроме заготовки, раскряжёвки и вывозки древесины, появился цех таропиления, пункт отгрузки вагонов с лесом, которые отправлялись по всей России и за границу. Цех таропиления работал в три смены, т. е. круглосуточно. Отгрузка вагонов производилась в две смены. Была построена пилорама, которая обслуживала нужды быстро растущего посёлка. Был и гараж со слесарными мастерскими. Техники всегда было много: лесовозы, самосвалы, тракторы, погрузчики и несколько автобусов. На этих автобусах в выходные дни, я это сама помню, детей возили на экскурсии в Ленинград, в Петродворец, а летом на Финский залив в Усть-Нарву вместе с родителями купаться. Росло население, рос посёлок – строились новые дома, была своя бригада плотников и печников, столярный цех.
Являясь талантливым руководителем и организатором производства, А.И. Пожарников уделял большое внимание развитию социальной сферы посёлка. В середине 1960-х строится новая восьмилетняя школа со спортивным залом и мастерскими для уроков труда. Рядом на улице появляется спортивная площадка с самодельными спортивными снарядами, с полем для волейбола.
В 1966 году строится новый большой клуб, который существует поныне. Впервые в клубе открывается библиотека, её основатель и первый библиотекарь Лидия Васильевна Филиппова (блокадница) более 30 лет работала в учреждениях культуры Гдовского и Сланцевского районов. Один за другим открываются 4 магазина, дом быта, новая столовая, появляется большое общежитие для несемейной молодёжи.
На фото – Черновская восьмилетняя школа. Построена в начале 1960-х. Зданий было два, угол второго виден на фото – там был спортивный зал, мастерские, библиотека, кабинеты старших классов. В 1960-70-е годы в школе было более 100 учеников. Первым директором школы был Н.А. Хомченко. В 1970-е годы было пристроено ещё одно здание для начальных классов. В те же годы совсем рядом со школой в лесу были окопы, оставшиеся со времён войны. Мальчишки на переменах находили там гильзы.
В те годы на работу в лесопункт приезжало много людей из всех уголков нашей Родины, почти все семьи с детьми. Поэтому, кроме школы, появились детский сад и детские ясли. Первой заведующей детским садом была Нина Павловна Струтинская, а заведующей яслями – Таисия Григорьевна Макарова. В Черновском было много молодёжи, и для занятий спортом была сделана спортивная площадка с футбольным полем и полем для игры в волейбол. Была и своя футбольная команда, которая принимала участие в турнирах между командами лесопунктов Кингисеппского леспромхоза.
В клубе кипела творческая жизнь: под руководством библиотекаря Л.В. Филипповой ставились спектакли по пьесам Чехова, Островского, к каждому празднику готовились концерты. С концертами ездили в посёлки леспромхоза: на Лесобиржу, Тарайку и другие. В самодеятельности тогда принимали участие в прямом смысле и стар и млад. На волне модных веяний тех лет при клубе из местных талантов был организован вокально-инструментальный ансамбль, тогда это называлось ВИА. Все музыкальные инструменты были закуплены за счёт средств профсоюза леспромхоза. Самодеятельные музыканты – Анатолий Залешин, Валерий Бакулин, Валерий Петушков – играли на танцах и концертах. На танцы всегда собиралось много людей. Сначала в 1960-х танцевали под гармошку, затем в клубе появляется современный проигрыватель, а уже в 1970-х играл местный ВИА. Для того времени это было очень «круто». Также в клубе была киноустановка, в день было по два, а в выходные – по три киносеанса. Один сеанс – для детей, билет стоил 5 копеек.
Пишу и вдруг понимаю, что это всё было в прошлом веке. Звучит немного грустно. Но рассматривая старые фотографии, я вижу такие одухотворённые и светлые лица наших родителей. Нет ни одного хмурого или недовольного лица, хотя в те годы они много и тяжело трудились. Работа в лесу не из лёгких, многое делалось вручную. Они поднимали страну после войны из разрухи, растили детей, веселились от души в минуты отдыха. Рассматриваю и каждый раз вспоминаю фильм «Девчата», такой наивный и добрый, весёлый и трогательный. И думаю: а ведь могла бы эта история случиться и в нашем рабочем посёлке лесозаготовителей. Там, в кино, почти всё так же, как было когда-то в Черновском.
Марина Филиппова,
заведующая
Черновской
сельской библиотекой.