Навстречу юбилею города: Сланцы в моей судьбе. Следуя отцовскому завету

584
7 минут
Навстречу юбилею города: Сланцы в моей судьбе. Следуя отцовскому завету

20.02.2020 "Знамя труда". Сланцы

Почётный гражданин города Сланцы, в годы войны – активный участник партизанского движения, начальник политотдела 9-й партизанской бригады Василий Алексеевич Егоров обладал удивительной памятью на имена, события, факты.

В 1985 году, когда страна готовилась отметить 40-летие Великой Победы, в нескольких номерах нашей газеты публиковались его воспоминания под названием «Фронт в тылу врага» о борьбе партизан с немецко-фашистскими захватчиками. Василий Алексеевич ярко, подробно описывал действия партизан в Дедовичском районе Псковщины (тогда это была Ленинградская область), создание партизанского края, испытания, которые выпали на долю жителей, в том числе, и на долю его большой семьи – в ней в то время было пятеро детей. Пожелтевшие номера газеты бережно хранит его сын – Константин Васильевич Егоров. Многое, о чём пишет отец, он хорошо помнит – когда началась война, Косте было десять лет. Помнит, как вместе с мамой, братом и сёстрами – младшая, Вера, была ещё грудным ребёнком, они скитались по разным деревням.

«Каратели охотились за отцом, который был председателем подпольного Станковского сельсовета, – рассказывает Константин Васильевич. – С помощью колхозников он успевал скрываться. Но однажды, в январе 1942 года, врагам удалось его поймать – отец приходил проведывать семью. Он сумел спастись, ушёл в лес к партизанам. А нас каратели выгнали из дома на улицу – полураздетых, в сильный мороз. Мать держала на руках младшую сестрёнку Веру, которой было всего несколько месяцев. Спрашивали, где найти отца, грозили расстрелом. Дом сожгли, приютили добрые люди. Но оставаться в деревне было опасно, и отец забрал нас в лес, в землянке жили несколько месяцев. А в январе 1943 года нас на самолёте вывезли в советский тыл». И это Константин Васильевич хорошо помнит: как шли пешком семь километров до партизанского аэродрома на Сусельницком озере, как летели с братом Иваном на «кукурузнике», а на другом самолёте – мать с сёстрами Валей, Тамарой и Верой. Удивительно, но Константин Васильевич сохранил справку, выданную в январе 1943 года, о том, что семья вывезена из партизанского края и направлена в советский тыл. В эвакуации в Ярославской области они прожили более года – в Сланцы приехали по вызову отца летом 1944 года.

Здесь прерву повествование о семье Егоровых, чтобы дополнить его отрывками из дневниковых записей Василия Алексеевича. Оказывается, помимо воспоминаний о партизанском движении в годы войны, опубликованных в газете «Знамя труда», он написал практически документальные книги о своей жизни – довоенной и послевоенной. Благодаря потомкам Василия Алексеевича – детям, внукам – эти уникальные документы сохранились. После освобождения района от фашистов В.А. Егоров вместе с боевыми товарищами по партизанской деятельности участвовал в восстановлении разрушенного хозяйства.


Из дневниковых записей
В.А. Егорова:

«Командира бригады И.Г. Светлова назначили первым секретарём РК партии, М.О. Иванова – председателем райисполкома, меня – заведующим орг-инструкторским отделом РК партии. … В посёлке Сланцы всё было немцами разрушено. Оставшееся население проживало в разрушенных строениях, а многие были ещё в лесу, в землянках. А поэтому мы, работники РК партии, райисполкома разместились проживать в д. Большие Поля, в доме Порамонова Бориса. В доме Уточкина остановился командующий 2-й Ударной армии генерал-лейтенант И.И. Федюнинский. По вечерам он иногда приглашал нас на ужин, очень интересовался, как идут дела в районе по восстановлению хозяйства. …В помощь нам обком партии прислал из Ленинграда 15 членов партии, которые разъехались по району для организации сельсоветов и колхозов. Они совместно с нашими работниками РК партии и райисполкома успешно провели эту работу. 8 февраля 1944 года начали работу ряд сельсоветов. К 20 февраля в районе были восстановлены и стали работать 56 колхозов. … В то время на учёте в районе были 117 комсомольцев, 10 организаций, всего молодёжи 850 человек. В колхозах к 1 апреля 1944 года было создано 13 комсомольско-молодёжных звеньев по сбору и вывозке удобрений на поля. На 20 февраля в колхозах района был создан семенной фонд зерновых и бобовых – 731 центнер, картофеля – 1237 центнеров, построено 6 амбаров, учтён сельхозинвентарь, начат его ремонт в 4 кузницах».

Работы по восстановлению колхозов проходили в сложных условиях – район оставался прифронтовым. В начале июня 1944 года командование предложило районным организациям переехать из Сланцев в Сижно, а затем в Рудненский и Новосельский сельсоветы. И когда в июле из Ярославской области приехала семья В.А. Егорова, поначалу жили в Гусевой Горе. К осени 1944 года все организации вернулись в Сланцы, разместились в зданиях на ул. Дорожная. Семьи работников РК партии и райисполкома жили в домах колхозников в д. Большие Поля.


Из дневниковых записей
В.А. Егорова:

«Я со своей семьёй проживал в доме дяди Василия Лаврентьева. Он очень тепло и дружелюбно к нам относился. Питаться мы стали по полученным карточкам. Моя жена и дети получали карточки, как неработающие, продуктов давали мало, я получал литерную норму. Но мы были рады и этому, рады мирным условиям. Я мало времени находился дома, как и все руководящие работники, больше времени проводил на селе, в колхозах».


Да, Константин Васильевич вспоминает, что почти не видели отца. Маме нелегко приходилось – всех детей (а после войны ещё двое родилось) нужно было накормить. Выручило то, что многодетной семье, всё потерявшей во время фашистской оккупации, дали корову и небольшой участок земли. В Больших Полях была начальная школа, в которой стали учиться Костя и его сестра Валя. А старший брат Иван устроился на работу в строительное управление № 4. Вскоре и Константин начал работать в этой организации – после окончания в 1947 году ФЗО, где получил специальность электрослесаря. «Я там до армии четыре года отработал, – рассказывает К.В. Егоров. – Участвовал в восстановлении первой шахты, в строительстве поликлиники, здания, где ныне располагается администрация района, жилых домов на улицах Ленина, Кирова, Чкалова. Клуб горняков немцы строили, а мы завершали строительство. Отслужив три года в армии, вернулся в Сланцы, в стройуправление – участвовал в восстановлении шахты имени Кирова. А потом, до самой пенсии, работал там подземным электрослесарем». Работал добросовестно – его фотография заносилась на Доску почёта предприятия, передовика производства не раз награждали знаками «Ударник коммунистического труда», «Победитель соцсоревнования». А дома ждали жена и двое сыновей. Супруга, Татьяна Ивановна, родная сестра Егора Ивановича Кучерова, с которым В.А. Егоров воевал в партизанской бригаде, а потом вместе восстанавливал район. Е.И. Кучеров работал в райкоме комсомола, а потом в райкоме партии.

«Брат в 1949 году привёз нашу семью в Сланцы из Брянской области, – говорит Татьяна Ивановна. – Я тогда школьницей была. Окончила семь классов в школе № 3 и меня приняли в райком партии техническим секретарём, потом машинисткой – на этой должности я 37 лет отработала. К брату на работе по имени-отчеству обращалась, многие и не знали, что я его сестра».

Со своим будущим мужем Татьяна Ивановна познакомилась в 1954 году, когда Константин вернулся из армии. Первая любовь, признаётся она, оказалась единственной. Вместе супруги уже 63 года. И радость, и огромное горе – потеряли старшего сына и внука – делили пополам. И сейчас они друг для друга поддержка. «Мы всегда жили скромно, честно работали, богатств не накопили, – говорят супруги. – Любим город, в котором живём более семидесяти лет. Всё в нашей жизни с этим городом связано, и лучше его для нас на земле уголка нет».


Из дневниковых записей
В.А. Егорова:

«Все наши дети были воспитаны тружениками, каждый из них живёт трудовой жизнью. Сыновья Иван и Костя много лет работали на шахте им. Кирова, неоднократно поощрялись за добросовестный труд. Нам с женой Василисой можно гордиться: мы старались жить честно, и наши дети следуют этому».
Завет отца – жить и работать по совести – все дети В.А. Егорова свято выполняли. Трое уже ушли из жизни. Сестра Константина Васильевича – Валентина живёт в Омске, Тамара и Антонина – в Санкт-Петербурге. Чтят память отца, которым всегда гордились. И для внуков, правнуков Василий Алексеевич – пример истинного патриота земли русской.

Татьяна Крылова.
Фото Юрия Терентьева.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика