
75-летие Великой Победы – священная для каждого из нас дата. Мужество, стойкость и самоотверженность поколения победителей живут в нашей памяти. Долг и честь не были для них громкими словами: они так жили и так умирали – идя тараном на вражеский самолёт, бросаясь на амбразуры, поднимаясь в атаку под шквалистым огнём противника. Погибали за Родину, свой дом, свою семью, за счастливое будущее своих потомков… Прошли десятилетия, пройдут века, но благодарная память о героях Великой Отечественной войны (свято в это верю!) будет передаваться из поколения в поколение. И ничто не в силах этому помешать. Даже смертоносный и коварный вирус, который так изменил нашу жизнь. И Парад Победы состоялся, и прошли памятные акции – трогательные и волнующие.
Важным событием в нашем городе стал литературный спектакль «Помните! Через века, через года – помните!», состоявшийся 16 июня в народном молодёжном театре «БУМС». Проходил он в строгом соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями: в зале немноголюдно, зрители в масках, соблюдают социальную дистанцию. Но все реалии сегодняшнего дня меркнут, уходят на задний план с первыми звуками знаменитой песни «Священная война»: все, сидящие в зале, погружаются в другое – военное, грозовое и героическое время. Юные талантливые актёры не играют – они живут жизнью своих героев, правдиво и убедительно передавая их чувства, мысли, поступки. Вместе с Анастасией Семёновой, читающей отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился», мы попадаем в Брестскую крепость в первый день войны и словно наяву, как и молоденький лейтенант Николай Плужников, переживаем все тяготы вражеской осады, радуемся первой трепетной любви, возникшей между ним и хромой девушкой Миррой, восхищаемся их мужеством.. И каждый из зрителей готов встать и отдать честь подвигу девятнадцатилетнего лейтенанта, который десять месяцев упорно сопротивлялся фашистам и умер несломленным.
Чувства зрителей – как натянутые струны. На каждое слово актёров, до боли знакомых песен о войне Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого готовы ответить. Хочется рвануться вперёд и помочь героине повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» Лизе Бричкиной выбраться из топкого болота… Она – одна из пяти девушек-зенитчиц, вступивших в схватку с 16 немецкими диверсантами. Лиза спешит выполнить задание старшины Васкова – сообщить, что нужно подкрепление. Благодаря таланту Василисы Никитиной, прочитавшей отрывок из повести, мы словно воочию увидели идущую по болоту девушку, услышали хруст сломавшейся валежины, почувствовали страх Лизы перед трясиной, обступившей со всех сторон.. Ах, как жаль, что нельзя протянуть ей руку и помочь выбраться из топи. Кажется, такой порыв испытывали все зрители в зале.
А повествование о Великой Отечественной войне – в прозе и стихах – продолжается. Все знакомы с творчеством поэтессы Юлии Друниной, и её стихотворение «Зинка» - одно из самых известных. Но в исполнение этого произведения Карина Принцева и Лаура Семёнова внесли столько бережного, трепетного отношения к военной тематике, что зал замер и затаил дыхание. Неожиданно ярко и искренне прозвучали стихи Роберта Рождественского «На земле, безжалостно маленькой…» в исполнении Арины Акимкиной, проникновенно прочитал стихи фронтового поэта Георгия Суворова, написанные им незадолго до смерти, Максим Осипов, яркими мазками лепил образ Василия Тёркина Арсений Безъязыков… В очередной раз воспитанники талантливого режиссёра, заслуженного работника культуры Российской Федерации Людмилы Ивановны Бобылевой удивляли и радовали, и во всём чувствовалась рука Мастера. Людмила Ивановна стала не только режиссёром литературного спектакля, но и самым его ярким участником: в её исполнении прозвучала «Баллада о чёрством куске» Владимира Лифшица и отрывок из романа Анатолия Иванова «Вечный зов» - о встрече фронтовика Кирьяна, потерявшего на войне обе ноги, и его жены Анфисы. Пожалуй, это один из самых трогательных эпизодов в романе. Людмила Ивановна так правдиво и искренне передала все чувства героев, что заставила сопереживать всех зрителей, и юные актёры слушали Учителя, затаив дыхание. Военная тематика для неё глубоко личностная: отец Людмилы Ивановны – фронтовик, воевал на Пулковских высотах, домой вернулся инвалидом, а мама пережила блокаду в Ленинграде. И каждый раз прикосновение к военной теме для режиссёра, как прикосновение к живому сердцу – трепетное и бережное. И всех актёров, прошедши х через руки и сердце Людмилы Ивановны, отмечают мировоззренческая зрелость, гражданственность и ответственность. Она не только режиссёр, который учит актёрскому, чтецкому мастерству, но и педагог, воспитывающий в своих учениках лучшие человеческие качества.
После литературного спектакля состоялась беседа с режиссёром – о каждом его участнике Людмила Ивановна сказала добрые слова. И, в первую очередь, о двух главных героинях – Василисе Никитиной и Анастасии Семёновой:
- Шесть лет назад в театр пришла маленькая черноглазая девчушка, которая делала на сцене первые робкие шаги. А потом вдруг стала стремительно расти – эмоционально и творчески. Как человек, Василиса имеет сильный бойцовский стержень, обладает восточной мудростью и потрясающим женским обаянием. Она необыкновенно трудоспособна, лидер по натуре. Такие, как Василиса, огромная редкость. Из неё получилась бы невероятно талантливая актриса. Именно для неё мы ставили спектакль «Милости просим, леди С.». Она играла в этом спектакле на одном дыхании, он с тал её победной лебединой песней. В этом году Василиса окончила школу, но, увы, выбрала не творческую профессию – будет поступать в технический вуз. Нам будет её безумно не хватать. В добрый путь, Василиса. Пусть тебе сопутствуют удача и успех!
Пять лет занимается в театре Анастасия Семёнова. Сейчас ей 13 лет. За все годы моей работы ни у кого в таком возрасте не было столь мощного портфолио, как у Насти: она – лучшая актриса областных фестивалей, обладатель Гран-при, победитель всероссийских фестивалей. В какой-то момент мне показалось, ч то Анастасия выдохлась. Но последний литературный спектакль доказал, что такие девчонки, как Василиса и Анастасия, рождаются не часто. Они были сильными и мужественными, и в то же время пронзительно трогательными, чистыми и органичными. Произведения – трагичные и проникновенные , исполненные ими, нашли отклик в сердцах зрителей, останутся надолго в их воспоминаниях. Я в очередной раз убедилась, что работаю с очень талантливыми детьми.
Продолжая рассказ об участниках литературного спектакля, Людмила Ивановна отметила, что в роли хормейстера выступила Лаура Семёнова. Во время спектакля прозвучало пять песен о войне, солировала Лаура, которая по выражению режиссёра «поёт, как соловушка». За год занятий в театре эта талантливая, интеллигентная, добрая и душевная девочка сделала очень много.
Достойно выглядел и мужской состав литературного спектакля. «Чтецкое искусство – искусство элитарное: актёров много, а чтецами могут стать единицы,- подчеркнула Людмила Ивановна.- Военная тематика не возможна без мужских голосов, и я рискнула. Три минуты текста изо дня в день мы репетировали восемь месяцев. Парни – Артём Антипов, Иван Егоров, Ярослав Цепелев – медленно погружались в атмосферу военного времени. А потом вдруг прорыв: открылось второе дыхание и появились темперамент, сила духа, то выстраданное гражданское отношение к Великой Победе, которое останется с ними на всю жизнь».
Да, работа над спектаклем юным актёрам далась не просто. Анастасия Семёнова призналась, что долго не получалось сделать её качественно. Постепенно, от репетиции к репетиции, приходило осознание того, как тяжело было людям в годы войны. Девушки, юноши – они хотели жить, мечтали о любви и счастье. Но когда потребовалось, монолитной стеной встали против врага, боролись с ним, не щадя своей жизни. В каждой семье памятен свой герой. И Настя вместе с родными хранит память о своём прадедушке – фронтовике. И эта память помогла ей быть такой убедительной и искренней на сцене, что её мама проплакала весь спектакль. И никто в зале не остался равнодушным. Это главный итог долгой, напряжённой работы режиссёра и актёров: герои войны с тали ещё ближе и понятнее для нас, и благодарная память о них будет жить в сердцах потомков.