
Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.
Наверное, каждая девочка с детства мечтает о свадьбе, красивом белом платье, об удивительном торжестве, память о котором останется на всю жизнь.
Обряд свадьбы появился давно и сохраняется до сих пор. Конечно, с течением времени он претерпевал изменения. Мне стало интересно, каким был свадебный обряд на той территории, на которой сейчас располагается Сланцевский район, были ли какие-то особенности. Этому и посвящена моя исследовательская работа.
О территории Сланцевского района в 19 веке
В 19 веке территория, которую сейчас занимает Сланцевский район, входила в состав Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. На ней располагалось несколько погостов (полностью и частично) – Рудно, Ольгин Крест, Ложголово, Старополье, Сижно, Пенино, Выскатка, Поля.
В «Историко-статистических сведениях по Санкт-Петербургской епархии» от 1885 года при описании прихода Введенской церкви д. Дубяги (ныне д. Новые Дубяги Гдовского района) приводится свадебный обряд, который характерен для всего Гдовского уезда в 19 веке, а затем при описании других погостов указываются только те традиции, которые соблюдаются именно в них. Соединив эту информацию, попыталась восстановить свадебный обряд, которому следовали предки, проживающие на территории, занимаемой ныне Сланцевским районом.
Свадебный обряд
в Гдовском уезде.
Свадьбы устраивались чаще всего зимой. Связано это с тем, что зимой люди не занимались сельскохозяйственными работами.
Прежде, то есть в период до 19 века, свадьбы совершались тайно. Жених, договорившись с невестой, объявлял о вступлении в брак своим родителям и, получив их согласие, ехал к священнику с целью условиться насчёт дня свадьбы. Затем в назначенный день с товарищами подъезжал к деревне, где проживала невеста, тайно забирал её с условленного места, как можно быстрее ехал в церковь и там венчался. В это время родители невесты узнавали о свадьбе от третьего лица, которому поручал это жених. Венчание совершалось «с поспешностью», и даже церковные двери запирались изнутри. Родители невесты приезжали к церкви, просили остановить венчание, но им сообщали, что уже поздно. При выходе молодых из храма невесту встречали бранью. Все заканчивалось мировой в доме священника.
Как отмечает составитель историко-статистических сведений, всё это давно вышло из употребления. Структура свадебного обряда в Гдовском уезде такая же, как и везде, и включает следующие элементы: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, свадебный поезд, венчание, свадебный пир.
Сватовство
Сватовство – начальная церемония сговора свадебного, в ходе которой сторона жениха при посредничестве свата предлагала родителям невесты выдать их дочь замуж. Все обрядовые действия и условия совершения сватовства подчинены главной цели — получению согласия на брак (Википедия).
Сватовство начиналось с Рождества и, начав его, стараются скорее закончить, из опасения «порчи». В день сватовства жених и сват отправляются, втихомолку, в дом невесты, ведут разговор с приличными намеками, причём – жених и невеста представляются как лица, мало знакомые. Ответ сперва бывает нерешительный. После справок о состоянии жениха невеста даёт наказ жениху явиться для окончательных переговоров.
В Старопольском приходе сватать невесту приезжали вечером и в переговорах проводили время до утра. Окончательное решение давали на следующий или на третий день. Сватовство начиналось обычными расспросами о товаре и о продаже. Свату отвечали нерешительно; давать согласие сразу считалось неприличным. На выкуп невесты полагалось от 15 до 80 рублей, рыба и солод. Когда сваты получали согласие, зажигалась перед образом свеча, и, помолившись, все тогда садились за стол и пили вино, привезённое сватами. После сватовства ехали домой с колокольчиками.
В Сижно при сватовстве сват прыскал вином в глаза невесте.
Смотрины.
Глядины и дымничество
Смотрины – славянская свадебная церемония, входящая в состав свадебного сговора и представляющая собой продолжение сватовства. Известны два вида свадебных смотрин: осмотр родственниками невесты дома и хозяйства жениха.
Осмотр родственниками невесты в Гдовском уезде назывался глядинами. Во время «глядин» жених и сваты, посмотрев невесту и поговорив с её родителями, выходили в сени на совещание. Если невеста не понравилась, то, не входя в избу и не простившись, они уезжали. Если понравилась, то снова входили в избу, молились опять и начинали переговоры, а невеста, в причитаниях, оплакивала своё девичество, сидя за перегородкой или занавеской. Благословив молодых в сенях, входили в избу и «севши за стол, начинают «пропивать» невесту».
Осмотр родственниками жениха именовался дымничеством. Как правило, отец невесты приезжал смотреть хозяйство жениха утром, когда топили печи и из труб шёл «дым». Эта часть свадьбы не предполагала специальных обрядов. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.
Вероятно, поэтому в Гдовском уезде, при дымничестве иногда показывали родственникам невесты предметы, взятые на время у соседа, чтобы произвести благоприятное впечатление и избежать отказа.
Рукобитие
Получив согласие, жених подвязывал позвонок к дуге, вывешивал покрывало в санях и с отцом и матерью отправлялся в дом наречённого тестя со своим вином и закуской. Здесь, при соседях и родственниках, происходило взаимное отдаривание и поздравление.
Когда к невесте подходили родители её жениха с рюмкой вина, невеста кланялась им в ноги и умоляла дорожить её судьбой. Потом жених подносил ей вино, и она, поблагодарив его, должна была поцеловать. При отъезде жениха невеста дарила ему платок.
Вытие
Вытие – свадебный обряд, ритуальный плач. Цель его – показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. Плачевная традиция особенно развита на Русском севере и у финно-угорских народов.
В Гдовском уезде просватанная невеста с подругами каждодневно выходила на улицу и с причитаниями кланялась на перекрестках на все четыре стороны.
Получив благословение родителей, они целуются и едут в церковь на одних санях. Впереди едет дружка и очищает дорогу; всем встречным жених и невеста кланяются в пояс. За ними мчится весь поезд и сзади везут сундук с имением невесты. Молодые входят в церковь в шерстяных перчатках, а невеста – покрытая платком, и если она сирота, то – с распущенною косою.
В погосте Ольгин крест, отправляясь венчаться, жених опоясывал себя под рубашкой рыболовной сеткой. Это делалось во избежание вреда от колдунов. Образ, которым благословляли жениха к венцу, дружка или клетник перевязывали крестообразно поясом и вешали себе на грудь. В брачном поезде дружка был, как правило, у жениха кучером.
В Старополье перед венчанием существовали следующие обычаи: по дороге в церковь поезд жениха останавливали в пол и старейший в поезде, в вывороченной шубе и шапке, стоя в санях, объезжал вокруг поезда и осыпал хмелем и ячменем. Одевая невесту к венцу, усаживали её на квашню, под ноги ставили сковороду. Вещи свадебного облачения, одну за другой, вынимали из корзин, стоящих рядом. Потом невеста становилась с двумя подругами за стол и начинала «делать колено», то есть, называя родных по имени и отчеству, просила испить вина или пива. Выпивающий должен был дарить подарок.
В Сижно при выезде к венцу дружка осматривал вокруг поезда. Увидев тряпку или узелок, или бумажку, он должен был ударить по ней кнутом «в предупреждение порчи».
В Рудно при вводе молодых в церковь на них клали «клинный» пояс – символ крепкого союза.
В Никольщине было принято, чтобы невеста к венцу надевала самое худшее платье.
Обряды после венчания.
Свадебный пир
После венца молодые входили в чей-либо дом на погосте, и новобрачная переплетала косу на две, повязывала повойник, подходила к жениху, низко кланялась. Потом ехали к жениху. Родители жениха встречали молодых на дворе, благословляли, вводили в дом и сажали за стол. Молодые должны были сесть напротив двери, а на стене за ними ставилась икона с зажжённою свечой. Во время обеда молодых поздравляли гости, причём имя поздравляющих провозглашал дружка. Новобрачные не должны были ничего кушать, а только кланяться поздравителям. Обедать они должны отдельно, в особой избе, иногда — в подвале или в хлеве. Есть должны одной ложкой.
После стола дружка, с кнутом в руках, отводит молодых в постель. Ударив кнутом по подушке, дружка ложится на постель сам. Молодые кланяются ему до земли, дарят его деньгами и просят уступить постель. Когда тот сойдёт, муж садится на постель, а жена снимает с него сапоги. Потом муж укладывается на постель, а жена стоит подле и ждёт приглашения. В Старополье при одевании невесты после венчания муж «налагает новобрачной на голову серебряную монету» это значит «осеребрить голову». При входе в дом старший родственник невесты, в вывороченной шубе и шапке, благословляет её и осыпает хмелем и ячменём.
Во время брачного пиршества молодые ничего не едят и не пьют, а в шерстяных перчатках стоят у стола и кланяются поздравителям.
На другой день молодая осматривает хозяйство в доме жениха, и на всякий порог кладёт по шерстяному поясу. Лошади, которая везла к венцу, она кланяется и «одевает» её, т.е. ударяет куском холста. У колодца происходит выпивка и закуска. От колодца молодая идёт к дровам и, набрав их, сколько достанет сил, несёт в избу. В Рудно по прибытии от венца новобрачных сажают за стол и кормят только кашей. В полночь после венчания мать молодой жены будит новобрачных и угощает их молоком и кашей. На другой день молодых ставят на шубу и поздравляют. Каждого поздравителя дружка вызывает прибаутками и ударом кнута о балку. Поздравитель даёт монету, а от молодых получает подарок, при одаривании гостей невеста кланяется им в ноги – этот обряд называется «кланяной стол».
Через несколько дней после «кланяного стола» бывали так называемые «переводины», когда отец и мать жениха в сопровождении новобрачных ездили в гости в дом невесты.
Обережные обряды
Несмотря на то, что у православных суеверия считаются грехом, свадебный обряд сопровождался различными обережными обрядами, цель которых защитить от порчи. Наши предки, как отмечает А. Терещенко, думали, что счастью молодых могут помешать волшебство и колдовство, поэтому свадьбы неразлучны с суеверными приметами.
Мы отметили следующие:
1. Воздержание от еды во время свадебного пира уберегало от порчи и злых духов.
2. Осыпание молодых зерном или хмелем в вывернутой наизнанку шубе – для многодетности и богатства. С этой же целью усаживали невесту на квашню и ставили в ноги сковородку.
3. Ударяли кнутом о балку, вызывая поздравителей, или удары по каким-либо предметам – от порчи и злых духов. Вероятно, с этой же целью невеста надевала к венцу самое худшее платье, чтобы не «сглазили».
4. Колокольцы и бубенцы – не просто украшение свадебного поезда. Они не только придавали праздничность всей процессии, но и оберегали её. «Звенят колокольчики – не пристанет злая сила, злой глаз, злой промысел».
5. Шерстяная нить, привязанная к руке, тоже оберег. Видимо, эту же функцию выполняли шерстяные перчатки, в которых новобрачные сидели за свадебным столом.
В результате проведённой исследовательской работы можно сделать следующие выводы: свадебный обряд в Гдовском уезде на территории, которую сейчас занимает Сланцевский район, имел свои особенности. Изучая его, мы можем многое узнать о жизни наших предков: их быте, верованиях, традициях, культуре, истории.
Д.С. Лихачев писал: ««Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». По-настоящему любить свою страну способен тот, кто любит малую родину. Изучение истории родного края позволяет нам не превратиться в «Иванов, не помнящих родства».
Обряды перед венчанием. Свадебный поезд
Перед отъездом к венцу, гости, в домах жениха и невесты, «отсиживают стол», поздравляют жениха и невесту и одаривают их деньгами. После стола, жених, благословенный родителями, отправляется с поезжанами за невестой. Необходимыми лицами в поезде считаются: отец и мать крёстные, и двое дружек. В доме невесты жених садится за стол, угощает вином родных её, а от них получает подарки, приветствия и поцелуи.
Последняя чаша наливается невесте, скрытой за занавеской, и отсылается ей через крёстную мать жениха. Девицы, окружающие невесту, требуют от крёстной матери невесте – гребень, а себе – пирог. Потом жених и невеста выводятся, покрытые, на средину избы.