«Я чувствую себя здесь как дома…»

53
5 минут
«Я чувствую себя здесь как дома…»
Образование в российских и зарубежных школах имеет огромное отличие. На этот счёт можно найти много разной, зачастую противоречивой информации.  Не претендуя на объективность, так как не обладаю официальными сведениями по этому вопросу, попробую сравнить образование в немецкой и русской школе со слов моего респондента, которой посчастливилось учиться и в Германии, и в России.

Мишель Нисневич (на фото) родилась в Гамбурге в 2007 году. Родители девочки русские по происхождению, волею судьбы оказались в Германии, имеют двойное гражданство и возможность жить как в России, так и в Германии.
В два года Мишель уехала в Санкт-Петербург с отцом, где прожила несколько лет, ходила в детский сад и ближе к школьному возрасту снова переехала в Германию. Там она начала своё обучение и до третьего класса училась в обычной немецкой школе. На русском и немецком языке Мишель говорит совершенно свободно и без акцента.
На мой вопрос, на каком языке ты думаешь, после небольшой паузы она ответила: «Вот сама как-то не понимаю. На том и на другом, но чаще всё-таки на русском».
После трёх лет обучения в Германии родители поняли, что несмотря на прекрасный разговорный язык дочери, читает она на русском языке недостаточно хорошо. На семейном совете решили перевести девочку учиться в русскую школу.
Отец Мишель, родом из Санкт-Петербурга, построил дом в деревне Втроя Загривского сельского поселения Сланцевского района. Туда и приехала Мишель, чтобы продолжить обучение в четвёртом классе.
«Потом я решила обратно уехать в Гамбург, – говорит Мишель. – Пятый и шестой класс я отучилась в Германии и поняла, что знания, полученные в русской школе, мне очень помогают, особенно в грамматике. Немецкая система образования достаточно поверхностная, и знаний, которые я получила в русской школе, мне хватило до шестого класса в Германии. Всё, что они проходили в пятом и шестом классе, я уже изучила в России. Поэтому я снова решила уехать учиться в седьмой класс в Загривскую школу. На следующий год я опять вернулась в Германию и опять могла свободно решать всё, что германские одноклассники только начинали изучать».

– Когда ты приезжала из немецкой школы в Россию, тебе приходилось догонять одноклассников?
– Да, я догоняла, но у нас были хорошие учителя, классная руководительница очень помогала мне. Я смогла всё достаточно быстро освоить и хорошо закончить учебный год. В седьмом классе мне тоже помогали, но было уже легче, и я сама смогла влиться в процесс обучения.
Мишель рассказала много интересного о школах Германии. «Система оценок в обычной школе от одного до шести баллов. Причём, единица – это высший балл, шесть – самый низший. Школьникам не задают домашних заданий, отучившись до трёх часов дня, они уже свободны. Нет никакой дополнительной нагрузки. В девятом классе ученики сдают экзамены. Это выпускной класс, но основная масса учащихся продолжают обучение до 11 класса».
В Германии существует понятие «год тишины», когда выпускник школы может отправиться за границу, устроиться на работу, посмотреть другую страну и решить, чем дальше он будет заниматься.
– Где труднее учиться?
– Труднее здесь. Это мне уже стало понятно, когда в четвертый класс приехала. Здесь задают домашнее задание, приходится вечерами делать. А ещё подготовка к экзаменам. Но мне как раз не хватало этого в Германии. Это тоже было одной из причин, почему я приехала в Россию. А ещё мне не хватало литературы и истории. Я люблю эти предметы, но в Германии преподают все поверхностно. Там, например, среднестатистический немец не знает, кто такой Шекспир, не говоря уже о русской литературе. А по истории было очень мало уроков, на протяжении одного года в восьмом классе мы изучали всего одну тему, что меня очень смутило.
В Загривской школе мы за это время успели пройти часть всеобщей истории, и потом ещё изучали историю России. Мне очень нравится учиться здесь. Учителя, сама местная школа, поля, просторы, лыжи зимой, совсем другая жизнь за городом. Сейчас я снова вернулась в Россию и учусь в Загривской школе в девятом классе.

– Ты не чувствуешь себя здесь чужой?
– Нет. У меня есть друзья. Я каждый раз, когда сюда возвращалась, ходила в тот же класс из которого уезжала. Мы общались вне школы. Я чувствую себя здесь как дома. Не чувствую себя чужой и, ни в коем случае, как турист.
Ещё одной причиной моего переезда был военно-патриотический лагерь «Вымпел-Шторм». Я два года назад открыла его для себя. Смены лагеря проходят в разное время года. Зимой мы были под Псковом, летом – в Тверской области.
Мы там занимались ориентированием на местности, рукопашным боем, сборкой-разборкой автомата. Палатки, ночные стрельбы, строевая подготовка, спортивные соревнования – мне это очень нравится. В Германии нет такого, и я без этого очень скучала.

– У тебя есть какое-нибудь хобби?
– Я обучаюсь игре на гитаре, люблю читать, особенно русскую классику и современную литературу читаю. На технологии в России нас научили вязать. Мне это тоже нравится.

– Где планируешь заканчивать учебу?
– Мы пока это не обсуждали. Возможно, я закончу 11 классов здесь и уеду в Германию, чтобы продолжить своё образование. Граждане Германии имеют право получить большой беспроцентный кредит на высшее образование в любой стране мира. Мне интересен английский язык. Возможно, уеду в какую-нибудь англоязычную страну, чтобы развивать язык там.

Несмотря на то, что Мишель живёт на две страны, мне показалось, что она до глубины души русский человек. Её манят российские просторы, увлекает русская культура. Было бы неплохо её российским сверстникам поучиться у неё патриотизму.
Людмила ВАЛУЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика