
У каждого из нас своя жизненная дорога. У кого-то она ровная, без зигзагов и приключений, не доставившая особых хлопот и волнений. У кого-то – с крутыми поворотами, рытвинами и ухабами. Но главное – добраться до цели, до дома. Удаётся это, и, казалось бы легко, людям с твёрдым характером, смелым и открытым.
Навело на такую мысль знакомство (по заданию редакции) с Николаем Фёдоровичем Кононовым (на фото). Он ничуть не жалуется на прошлое, сумел построить свою жизнь так, как нужно – и на работе, и в семье, и в общественных делах. На вопрос: «Если бы мог вернуться назад, в юные годы, как бы поступил?» ответил: «Всё повторил бы снова. Все было нормально и правильно». Его жизненная дорога длинная, конечно, трудная, но ровная, без поворотов в какую-то сторону. Да, она была, несомненно, нелёгкой, иначе и не могло быть у ребёнка военного времени.
Это до прихода немцев семья председателя сельсовета Фёдора Ивановича Кононова с пятью детьми жила-поживала неплохо. А потом оккупация, отец ушёл в партизаны, деревню сожгли, жили в лесных землянках. Что это такое – сегодня трудно даже представить. Но в таких условиях жили все на оккупированной Псковщине, в том числе и Николай, его братья и сёстры из деревни Мда, что на берегу Чудского озера. А мальчишки есть мальчишки, находили в лесу такие игрушки, от которых калечились, а то и погибали. При взрыве запала Николаю оторвало на руке три пальца. Но на жилочках они еще висели, и местный фельдшер по-живому смог пришить пальцы, да так, что со временем Николай даже боли в них не стал чувствовать. Какую только работу он ни выполнял этими руками в течение всей трудовой жизни! Водил танки, играл на гармошке, десятки лет работал электриком…
Самая главная дорога, определившая весь жизненный путь, ещё юношей привела его в наш город. Целых три доармейских года учёбы, а потом работы на шахте № 3 были только началом новой жизни на новом месте. Приехал сюда в 1954 году, когда город строился, прокладывались улицы, росли новые жилые кварталы, скверы, где молодёжь активно, с большим энтузиазмом трудилась на субботниках. В армию группу молодых шахтёров тогда провожал весь трудовой коллектив – с музыкой, добрыми напутствиями. Служить Родине считалось большой честью.
О первых месяцах службы впечатление осталось неважное. О ней говорило только обмундирование. Эшелоном ребят отправили на целину в Кустанайскую область. Строили склады, занимались ремонтом техники. Но когда началась жатва, потрудились вволю. Но их труд оказался напрасным. Днём и ночью работали комбайны (40 километров протяжённость поля), зерно ссыпалось в гурты под открытым небом. Солдаты перелопачивали это зерно, сушили. Но начались осенние дожди. Всё зерно проросло. Сколько его тогда пропало… Какое же было у всех настроение, особенно у ребят с крестьянской душой? А потом узнали, что шесть месяцев, проведённых на целине, не были зачтены в служебный стаж. По-настоящему служба началась в Белоруссии в г. Борисов в танковой дивизии. В учебно-танковом батальоне получил профессию «механик-водитель средних танков». С третьего класса дослужился до первого – стал мастером вождения средних танков (есть такое звание в послужном списке). Николай Федорович с любовью вспоминает свой экипаж – многонациональный, дружный. Командир танка – казах, сам он – механик, наводчик – узбек, заряжающий – таджик. Экипаж, всегда готовый к службе и к бою в любой момент. Николай Федорович, отличник службы, имел честь охранять полковое знамя, уже на втором году службы ему было доверено обучать новых курсантов вождению танков и стрельбе. Ну, а уж техническая готовность машин, подведомственных Кононову, всегда была обеспечена.
После службы он вернулся в Сланцы и на шахту. На производстве не забыли о нём, радостно встретили, и как поётся в песне, в забой отправился парень молодой – на третий добычной участок электриком. Но ненадолго. Вызвал к себе начальник шахты К.И. Ширенко, поручил обслуживание первого участка – более результативного в добыче сланца. Работы хватало в нарезном, откаточном штреках, в лавах. То там, то здесь выходила из строя техника. А простои горнякам грозили невыполнением плана. Слесарям и электрикам хватало работы на ремонте машин и механизмов, причём делали оперативно, так как в мехцех за километры не всегда потащишь тяжелые комбайны и машины. Слово «первый» в жизни Н.Ф. Кононова встречается много раз. Участок под этим номером очень значимый. Он был первый и лучший во всём. Руководил участком знатный горняк Семенов Виктор Васильевич, бригаду возглавлял Стонис Иосиф Ионо – отличный человек и организатор. Коллектив участка отличался слаженностью и крепкой дисциплиной. Да ещё с таким обслуживающим персоналом, как электрослесарь Кононов, который любую неполадку мог исправить быстро и без проволочек. На этом участке Николай Фёдорович трудился 18 лет. Когда случилась другая в нём необходимость – на монтаже и демонтаже оборудования – отработал там 7 лет. И потом, уже будучи на пенсии, 10 лет ремонтировал шахтную электроаппаратуру. Всего трудовой стаж Николая Федоровича – 52 года. Но не только отличником в труде называли этого человека, уважали за неравнодушный характер, избирали в профком, председателем участкового комитета, председателем участковой избирательной комиссии. Был дружинником, организатором торжественных и культурных мероприятий на шахте… Словом, человеком, без которого трудно было обойтись. Да и он не мог жить без шахты, по сути родного дома, где реализовался в полной мере. С шахтой связано много и личного. Здесь он познакомился со своей любимой Алефтиной Ивановной, с которой в ладу и согласии прожили более 50 лет. Она тоже десятки лет отработала здесь на обогатительной установке и в котельной. Четыре года трудился сын Вячеслав, в совершенстве разбирающийся в электронике. 40 лет на шахте трудилась старшая сестра Мария Федоровна Лапупина. У ветерана немало наград: медали «За трудовое отличие», «Ветеран труда», он имеет звание «Почётный шахтер» Министерства угольной промышленности, знак «Шахтёрская Слава» III степени…
Когда в свои семнадцать лет Николай Фёдорович ехал в Сланцы, просто надеялся, что будет интересно испытать себя в шахтёрском мужском труде. Когда приехал, поработал, понял, что не напрасно. Работа захватила, он прикипел к ней, понравился и город. Теперь, с высоты прожитых лет, он понял и другое – лучше этого города нет на земле. Здесь он состоялся в профессии, обрёл семейное счастье. Вот такая у него жизненная дорога.
Ольга Светлова,
общественный
корреспондент.