
Инновационный социальный проект «Мир чувств и удивительных открытий», разработанный в ЛОГБУ «Сланцевский ЦСОН «Мечта», получил высокую экспертную оценку и финансовое одобрение Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект будет реализовываться в центре «Мечта» в течение 2020- 2021 годов в рамках программы Фонда «Право быть равным» и нацелен на внедрение новых эффективных профессиональных подходов в развивающий уход за детьми-инвалидами с тяжелыми множественными нарушениями развития. Мы встретились с куратором данного проекта, специалистом по реабилитации инвалидов центра «Мечта» А.И.Ковалевской и попросили ответить на ряд вопросов.
- Алла Ивановна, каковы главные цели проекта «Мир чувств и удивительных открытий»?
- Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития - это дети-инвалиды, имеющие комплексные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра и другие. Таким детям особенно тяжело социализироваться. Круг общения у них обычно очень узок. Часто ребенок-инвалид вынужден находиться в обедненной среде, в которой он не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов, необходимых для формирования у него адекватных представлений об окружающем мире. Если окружающая среда останется для ребенка непонятной, неосвоенной, то он окажется беспомощным перед множеством трудностей, с которыми в дальнейшем столкнется в своей повседневной взрослой жизни. Вот почему принципиальное значение в работе с детьми-инвалидами с тяжелыми и множественными нарушения развития приобретает проблема внедрения таких технологий, которые бы способствовали более качественному вовлечению «особого» ребенка в окружающую действительность.
Проект «Мир чувств и удивительных открытий» разработан для того, чтобы через создание особых условий повысить возможности для социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Запланированные в проекте мероприятия способствуют формированию у детей-инвалидов основных жизненных компетенций и собственной активности. Технологии и практики педагогической и реабилитационной деятельности, которые будут внедряться специалистами, позволят вести реабилитацию и абилитацию детей - инвалидов сразу в нескольких направлениях жизненно важной деятельности. Например, будут применяться такие методики, как терапия повседневными занятиями, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации (карточки, жесты, технические средства), применение сенсорно-интегративных подходов в занятиях, включение разнообразных видов игровой терапии, предметно-практической деятельности, мнемотехник и другие.
- Вероятно, при реализации проекта большую роль будет играть специальное современное оборудование?
- Большая роль в проекте отводится использованию на занятиях полифункционального оборудования сенсорной комнаты. Современные исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих в социализации детей с тяжелыми и множественными нарушения развития, связана с нарушениями в развитии их сенсорных функций. Созданное в рамках проекта новое сенсорное пространство будет оснащено современным оборудованием по стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); снятию мышечного и психоэмоционального напряжения; развитию двигательных функций; формированию коммуникативных умений, развитию игровых и бытовых навыков детей.
На выделенные средства гранта предусмотрено установить диагностический комплекс, акустические и световые релаксационное приборы, корректирующие устройства, игровые дидактические пособия, вспомогательные приспособления для самообслуживания, дополнительные средства коммуникации, в т.ч. аппаратно - программный комплекс для детей с ОПА (ДЦП), оборудование, удовлетворяющее потребности ребенка - инвалида в удобстве, в движении (опоры для сидения, стояния и ходьбы, тренажер Гросса и др.). Данная среда будет оказывать коррекционно-развивающее действие, стимулировать позна¬вательный интерес детей к окружающему миру.
Полифункциональное сенсорное пространство будет состоять из нескольких блоков. В первом из них будут установлены приборы, направленные на релаксацию (светодиодные светильники, изделия из фиберотического волокна и др.). Здесь планируется проводить терапевтические сеансы с приглушенным светом и спокойной расслабляющей музыкой, а также занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (пескотерапия, элементы психогимнастики, музыкотерапия и другие), направленные на формирование всех видов восприятия, снятие психо- эмоционального напряжения. Второй блок наполнится разнообразными стимулами для исследования ребенком окружающего пространства (сенсорные панели, тактильные стенды, интерактивное оборудование и т.д.) Внимание детей привлекут приборы со звуковыми и световыми эффектами, игрушки, предметы и материалы, которые вызывают желание «потрогать», «захва¬тить », « пересыпать », произвести другие активные действия. Подобные занятия - это один из методов комплексного развития, в частности, развития мелкой моторики и координации движений, сенсорики и познавательных процессов. Особое внимание будет уделено тому, чтобы исключить отрицательное воздействие внешних раздражителей на эмоциональное состояние ре¬бенка.
Третий блок будет расположен в зале лечебной физкультуры и оснащен специальным оборудованием для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Цель - стимулирование двигательной активности, так необходимой для полноценного развития моторики. Использование особых тренажеров для детей с ДЦП будет способствовать укре¬плению опорно-двигательного аппарата.
- Алла Ивановна, кто станет участником проекта?
-Целевая группа проекта состоит из 40 разновозрастных детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (от 3 до 17 лет), а также их родителей. Группа будет сформирована по результатам анкетирования родителей детей-инвалидов. В нее будут входить дети с комплексными нарушениями развития, в том числе страдающие ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи. Для каждого ребенка будет разработана индивидуальная программа, согласно которой он будет посещать отделение дневного пребывания для детей-инвалидов сроком от 3 до 6 месяцев. Регулярность посещения ребенком отделения будет определяться индивидуально (2-3 раза в неделю, либо ежедневно). Время нахождения в учреждении для каждого ребенка также будет определяться индивидуально (от 30 минут до 3 часов).
Первичные диагностические процедуры помогут специалистам определить актуальные проблемы ребенка, сферу развития, на которую направится основное стимулирующее действие. Занятия будут строиться на основе понятного и интересного материала для каждого ребенка с учетом его возможностей и, соответственно, осуществляться поиск резервов с целью компенсации имеющихся нарушений. Независимо от тяжести нарушений ребенок сможет принимать участие в подгрупповых занятиях (2-4 человека). Они позволят ему получить обратную связь от сверстников, запустить механизмы подражания и саморегуляции. На протяжении всего периода реабилитации будет осуществляться постоянное наблюдение за ребенком, изучение его состояния до занятия, во время занятия и после него. Результаты, динамика развития будут отражаться в дневниках наблюдений.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - это очень сложный и многогранный процесс, который требует высокой
профессиональной подготовки. Все специалисты, участвующие в проекте (педагог-психолог, учитель- дефектолог, логопед, воспитатель, инструктор по труду, инструктор по ЛФК и АФК) имеют необходимые компетенции и дополнительно пройдут обучение по программам повышения квалификации.
- Несомненно, очень важно и тесное взаимодействие с семьями?
- Конечно, для успешной интеграции ребенка-инвалида в современный социум необходимо тесное взаимодействие с семьёй.
Специалисты будут проводить индивидуальные консультации для родителей. Разработана программа регулярных встреч в консультационной школе, будут организованы разнообразные социокультурные семейные мероприятия. Таким образом, будет решаться задача по развитию детско-родительских отношений.
Хочу также отметить, что вся работа по реализации проекта будет строиться в сотрудничестве с областными и городскими структурами, образовательными, медицинскими и общественными организациями, заинтересованными в эффективной реабилитации детей-инвалидов. Надеемся на совместную плодотворную работу, успешную реализация проекта и достижение всех поставленных в нем задач.