
Зинаида Фёдоровна Михайлова (на фото) обычная русская женщина, испытавшая на долгом жизненном пути и радости, и горести. 10 августа она отметит 90-летие. Дожив до почтенного возраста, Зинаида Фёдоровна остаётся добрым, светлым человеком и по-прежнему со многим справляется сама: поддерживает порядок в своей уютной квартире, готовит, стирает.
"И в магазин я до последнего времени сама ходила, сейчас дочка Алла не разрешает: квартира у меня на четвёртом этаже, тяжеловато уже подниматься, – говорит Зинаида Фёдоровна. – Продукты дочка привозит, иногда и зять, и внук заедут, возвращаясь с дачи. Их внимание, заботу постоянно чувствую – хорошие у меня дети, внуки. Пока, слава Богу, на своих ногах, дома без помощников обхожусь. Да и не люблю я без дела сидеть – всю жизнь трудилась».
Да, девять десятков лет вместили многое. В долгой, неторопливой беседе ветеран труда вспоминала прожитые годы. «Родилась я на Псковщине – в деревне Аниткино, что в двенадцати километрах от Острова, – начала свой рассказ Зинаида Фёдоровна. – Родители в колхозе работали, трёх дочек растили. До войны я успела три класса окончить – вот и всё моё образование. Отца на фронт не взяли – больной был. Когда немцы пришли, нас на выселки отправили – в другую деревню. В хозяйском доме было полно людей – мы на полу спали. Работали в поле – растили рожь, пшеницу, овёс, горох. Когда из своей деревни уезжали, забрали корову, овечку. Страху натерпелись, когда немцы стали местных жителей в Германию угонять. Под разнарядку и отец попал. Когда пришли к нам, родителей дома не было: отец во ржи прятался, а мама понесла ему еду. Я со старшей сестрой Ниной на сеновале находилась. Немцы приказали спуститься и забрали меня – я хоть и младше сестры была, но рослая, видная. Отец, когда узнал, что меня взяли, сам пришёл в соседнюю деревню, сказал немцам: «Меня забирайте, а дочку отпустите». Я домой вернулась, а отца вместе с другими в Германию увезли».
Моя собеседница вспоминает, что отец попросил её принести сатиновую рубаху. Три километра до деревни и обратно она бежала и успела бросить отцу свёрток с рубахой – прямо в машину, на которой его увозили. Может, эта рубаха, как талисман, и сохранила отца на чужбине? Он выжил, вернулся домой. К счастью, их изба, в которой в войну была немецкая кухня, уцелела. Сохранилось ещё несколько домов, а остальные оккупанты разобрали, чтобы окопы построить. Зинаида Фёдоровна помнит, что окопы были повсюду – вся земля перерыта.
Конечно, Победе, миру все радовались. Только послевоенная жизнь в колхозе – это трудности и лишения: пахали на коровах и быках, жали серпом, вручную таскали лён, вязали в снопы. И Зинаида наравне со взрослыми трудилась на колхозных полях – «куда пошлют и что велят сделать». Как ни уставали, а молодость брала своё: ходили на «гулянья» – летом на улице собирались, а зимой в чьей-нибудь избе. И ярмарки в деревнях устраивали. Однажды, возвращаясь с такой ярмарки, Зинаида повстречалась с парнем из соседней деревни – Алексеем Михайловым. Он был старше её на шесть лет, успел повоевать, а после Победы ещё три года в армии служил. Приглянулась ему высокая, статная, красивая девушка, да и ей Алексей понравился. Дружили год, Алексей настойчиво звал Зинаиду замуж, а она не соглашалась – молода ещё. Но как часто бывает, жизнь сама всё решила. Зинаиду вместе с другими хотели на зиму на лесозаготовки отправить, а она побаивалась – далеко от дома, под Ленинград надо было ехать. Вот и согласилась за Алексея замуж выйти: расписались в сельсовете и остались в колхозе работать.
«Правда, на лесозаготовки я всё же попала – года через полтора, вместе с мужем, – говорит Зинаида Фёдоровна. – Работа тяжёлая, в лесу, на морозе – мужики деревья валили, а женщины сучья обрубали. Когда поняла, что стану мамой, долго никому не говорила – работала, как все. Любушка родилась, когда в деревню вернулась. А мужа из колхоза отпустили – он в 1955 году в Сланцы приехал, на первую шахту устроился проходчиком, а вскоре и меня с дочкой забрал. Жили хоть и не богато, но дружно. В Сланцах ещё одна дочка родилась – Алла. Пока дети подрастали, муж меня на работу не пускал: дочек любил, хотел, чтобы под маминым присмотром росли, поменьше болели. Только когда младшей пять лет исполнилось, я устроилась на первую шахту породовыборщицей. А когда эту шахту закрыли, работала в душевых, на обогатительной фабрике машинистом конвейера, в прачечной на шахте «Ленинградская». Работа везде физически тяжёлая, но я безотказная была: куда направляли, там и работала».
А трудилась Зинаида Фёдоровна всегда на совесть – не раз её фотографию заносили на Доску почёта предприятия, в трудовой книжке немало записей о поощрениях – награждении почётными грамотами, вынесении благодарностей. Получив право на заслуженный отдых, Зинаида Фёдоровна ещё девять лет работала. И при этом в доме всегда был порядок, ухожен большой огород. Вспоминает, что порой до ста банок различных салатов закрывала. Конечно, со всеми делами помогали справляться муж, который был настоящим хозяином, и дочери.
Горе не обошло стороной Зинаиду Фёдоровну – она уже сорок лет вдова. Несколько лет назад тяжёлая болезнь унесла старшую дочь Любу. Пережить эти горькие потери помогает забота младшей дочери, зятя, внуков. «Я богатая бабушка – трое внуков, четверо правнуков»,– говорит пожилая женщина. На стенах её квартиры много фотографий самых родных людей: на старых чёрно-белых снимках она с мужем в молодости, дочери в детстве, в юности, а рядом современные цветные фотографии внуков и правнуков. Близкие постоянно с ней – в её воспоминаниях, думах, переживаниях. Десятки лет бережно хранит давние подарки мужа – электрический самовар и… балалайку. Оказывается, Зинаида Фёдоровна неплохо играла на гитаре и балалайке, любила петь.
«Мама – очень добрый, отзывчивый человек. Её заботой и любовью мы всегда были согреты, – говорит Алла Алексеевна. – Какими вкусными пирогами она нас баловала, какие красивые вещи вязала. А сколько домашних заготовок делала из овощей, фруктов и ягод! Одно слово – великая труженица. И нас главному научила – работать на совесть, людей уважать. Мамочка, ты самая лучшая, мы тебя очень любим! Живи долго-долго, ты нам очень нужна!».
В свой юбилейный день рождения Зинаида Фёдоровна услышит ещё немало таких добрых пожеланий от родных людей – ведь она замечательная мама, бабушка и прабабушка. Книга жизни ещё вовсе не прочитана – ведь правнуки растут, продолжение рода. Да и сама Зинаида Фёдоровна не поддаётся возрасту и хворям, держится молодцом. В её квартире особая атмосфера добра и уюта, потому что хозяйка – душевный и добрый человек. Здоровья и благополучия Вам на долгие годы, уважаемая Зинаида Фёдоровна!
Татьяна Крылова.