
Ветеран труда, труженик тыла Екатерина Ивановна Флегонтова (на фото) 21 апреля отметила 90-летие. Я встретилась с ней через несколько дней после юбилея. В уютной квартире – идеальный порядок, в вазах – красивые букеты цветов: Екатерину Ивановну поздравили не только родные, но и представители администрации района, ветеранской организации. «Тронута таким вниманием, – говорит пожилая женщина. – Мне вручили цветы, подарки, а также именные поздравительные письма Президента России и губернатора Ленинградской области. Спасибо большое за поздравления и добрые пожелания».
Мы беседуем с Екатериной Ивановной о прожитых годах. Она удивляет своей поразительной памятью, ярким рассказом о долгой и очень непростой жизни.
– Родилась я в Рязанской области в 1930 году. Мне было девять лет, когда отец завербовался на работу в Сибирь, – начинает свои воспоминания моя собеседница. – Не побоялся отправиться в дальний путь с четырьмя детьми. Хорошо помню, как вышли из поезда на станции в Омской области. Стоял погожий сентябрьский день. В вагоны грузили зерно – мы никогда не видели так много пшеницы! В колхозе, куда приехали, встретили нас хорошо: дали жильё, корову, овцу. Отец, Иван Петрович Севастьянов, трудяга был, мастер на все руки. В доме всё обустроил и зажили мы безбедно – на трудодни давали много зерна, хорошим подспорьем было своё хозяйство. Старший брат Михаил и я в школе учились, подрастали младшие сестрёнки Таня и Лида. Только недолго нам пришлось хорошей жизни радоваться – началась война. Отца взяли на фронт в октябре 1941 года. Он попал под Ленинград, воевал в Синявинских болотах, был ранен. После госпиталя направили под Ржев. Там шли жестокие бои, отец погиб в августе 1942 года. «Похоронка» пришла в сентябре. Как мама плакала! Осталась одна с четырьмя детьми… Вскоре на войну ушёл и брат Михаил – в январе 1943 года, ему исполнилось всего 17 лет. Воевал на Белорусском фронте, под Кёнигсбергом, был контужен. А после Победы ещё три года в армии служил.
– Екатерина Ивановна, а Вы помните День Победы? Где Вы тогда были?
– В дороге. В сорок пятом году мама решила вернуться на родину – там сохранился наш дом, там жили родственники. Брат отца прислал нам вызов (без этого документа выехать было нельзя), и мы в начале мая отправились в путь. До железнодорожной станции – около ста километров, ехали на лошадях, с остановками на ночлег. Однажды утром проснулись – в деревне на сельсовете красные флаги висят, люди радостные – оказывается, война кончилась. Так мы узнали о долгожданной Победе.
– А как мирная жизнь начиналась?
– Очень трудно. Мама тяжело заболела и в сорок шестом году умерла. Брат ещё служил, я в шестнадцать лет осталась за главную в семье. Трижды приходили в наш дом представители районного отдела образования – хотели сестрёнок в детский дом определить. А я их не отдала. В колхозе работала, на санках в лес за дровами ездила – лошадей не давали. Конечно, тяжело приходилось, порой и голодали. Но главное, что мы вместе были. В сорок восьмом году вернулся из армии брат, вскоре женился и по вербовке уехал в Сланцы. А через несколько месяцев и нас к себе позвал.
Так в судьбе Екатерины Ивановны появился шахтёрский город Сланцы и по сути стал её второй малой родиной. Здесь она обрела то, о чём мечтает каждая женщина – встретила своего будущего мужа Юрия Васильевича, с которым создала крепкую семью и прожила счастливые полвека. Супруги всегда и везде были вместе: на работе – трудились на сланцеперерабатывающем и цементном заводах; дома, где росли и радовали своими успехами дочери Татьяна и Ольга, и отдыхали вместе. «Мы просто не могли друг без друга, – говорит моя собеседница. – Муж был настоящим хозяином, надёжной опорой во всех делах. Очень любил дочек, и они его уважали и любили». В голосе Екатерины Ивановны затаённая боль и печаль – четырнадцать лет назад муж ушёл из жизни. Пережить горькую утрату, не чувствовать одиночества помогает забота дочерей. Старшая Татьяна живёт в Санкт-Петербурге, а Ольга по соседству – в одном доме с мамой. «Дочки у меня замечательные – добрые, любящие, внимательные, – говорит пожилая женщина. – Обе в своё время получили образование – окончили техникум. Татьяна уже на заслуженном отдыхе, а Ольга по-прежнему работает мастером в цехе КИПиА на заводе «Сланцы». Она в моей квартире порядок наводит, обед готовит. Татьяна тоже часто приезжает – в Сланцах у неё своё жилье».У дочерей давно свои семьи – такие же дружные и крепкие, как родительская. Подарили Екатерине Ивановне трёх внуков, она мечтает и правнуков увидеть.
«Родители для нас во всём были примером. Оба добросовестно трудились – в домашнем архиве немало почётных грамот мамы и папы, – говорит Ольга Юрьевна. – И нас с детства к труду, к порядку приучили. А с каким уважением, теплотой они относились друг к другу! У нас с сестрой было счастливое детство, а мы стараемся сейчас подарить маме счастливую старость. Она всегда щедро отдавала близким людям свою любовь, доброту, заботу. Она вырастила, выучила, вывела в люди своих младших сестёр. А ведь маме приходилось очень нелегко – она не раз рассказывала нам о тех трудных годах».
Да, жизненный стержень у Екатерины Ивановны крепкий: она не боялась тяжёлой физической работы – на разгрузке сланца от мужчин не отставала. Не пасовала перед бытовыми проблемами – в бараке на третьем посёлке жила с сёстрами в 12-метровой комнате. «Тогда не только мне, многим трудно было, – говорит Екатерина Ивановна. – Радовались и пустой комнате в бараке, и каждой купленной вещи. Квартиру, где и сейчас живу, получили с мужем только в 1971 году. На судьбу не жалуюсь – она наградила меня семейным счастьем, уважением людей».
Воспоминания… Они вновь и вновь возвращают к истокам, возвращают в детство, когда рядом был заботливый отец. Как жаль, что он не выжил в той страшной войне и вечный покой обрёл под Ржевом, в земле, политой кровью тысяч солдат. «Мы дважды ездили на могилу отца – он покоится в братском захоронении в деревне Полунино, в нескольких километрах от Ржева, – с волнением рассказывает Екатерина Ивановна. – Там большой памятник установлен, на плитах высечены фамилии погибших солдат. Среди них и фамилия отца. Поклонились его праху, цветы возложили, свечи зажгли. На могилу отца приезжали в великий праздник – в День Победы. На мемориале проходил митинг, всё было очень торжественно. А сейчас под Ржевом огромный монумент, посвящённый защитникам Родины, построили – видела по телевизору. Важно, что чтят память тех, кто погиб, чтоб жили потомки – дети, внуки, правнуки».
Во время долгой беседы у Екатерины Ивановны не раз появлялись на глазах слёзы. Она сдерживала их и продолжала рассказ – о том, что пережито, о тех, кто дорог и любим. И пусть исполнится главное пожелание дочерей любимой маме – не болеть, не унывать. Ведь она так нужна им…
Татьяна Крылова.