
Появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, конечно, большое испытание для родителей. На сегодня в Сланцевском районе проживает 161 ребёнок-инвалид. Решать проблемы помогают не только врачи. В социальной адаптации «особенных» детей велика роль реабилитационных центров. Более двадцати лет в нашем городе действует центр социального обслуживания несовершеннолетних «Мечта». Все услуги центра, в том числе отделения социального обслуживания детей-инвалидов, очень востребованы. О работе этого отделения в минувшем году мы попросили рассказать директора центра «Мечта» А.О. Иванову (на фото).
– Александра Олеговна, детям-инвалидам предоставляются услуги с использованием различных технологий социального обслуживания. Одна из них – оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Какие задачи позволяет решить применение данной технологии?
– Отмечу, что за 2020 год услуги в ЛОГБУ «Сланцевский ЦСОН «Мечта» получил 71 ребёнок-инвалид, в том числе 5 детей – на дому. Технология социального обслуживания «Ранняя помощь» – это комплекс услуг психологического, дефектологического и медицинского направления для детей от 0 до 3 лет. Это дети, имеющие ограничения жизнедеятельности, дети- инвалиды, дети группы риска. В первые три года жизни у ребёнка развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь. Вот почему важно своевременно выявить возможные отклонения в развитии маленького человека и постараться скорректировать их. По программе «Ранняя помощь» обслужено 22 ребёнка, из них 21 ребёнок с третьей группой здоровья, 1 ребёнок-инвалид. Реализуемая нами технология направлена на уменьшение или преодоление задержки развития ребёнка, на повышение качества его взаимодействия с родителями, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребёнка, расширение социальных контактов ребёнка и семьи. К каждой семье – индивидуальный подход, с учётом особенностей развития и психофизиологических возможностей ребёнка.
В рамках данной программы на базе отделения также оснащена лекотека – это методические пособия и дидактический материал – для работы с детьми раннего возраста от 0 до 3 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, относящихся к группе риска. Цель – методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном, речевом и социально-эмоциональном развитии, а также детей, входящих в «группу риска».
– Важным событием для коллектива центра «Мечта» стала победа в конкурсе проектов Всероссийского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Наше учреждение стало победителем в номинации «Организация развивающего ухода за детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной дополнительной коммуникации». Итоги были подведены осенью 2019 года, а с апреля 2020 года инновационный социальный проект «Мир чувств и удивительных открытий» реализуется в нашем центре. На средства гранта приобретены диагностический комплекс, акустические и световые релаксационные приборы, корректирующие устройства, игровые дидактические пособия, вспомогательные приспособления для самообслуживания, дополнительные средства коммуникации, оборудование, удовлетворяющее потребности ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития в удобстве, в движении. В рамках проекта в минувшем году проведена работа с 20 детьми – инвалидами с ТМНР. Они посещали сенсорную комнату, которая является частью инновационного проекта. Её цель – коррекция и совершенствование у детей-инвалидов с ТМНР деятельности органов чувств, стимулирование зрительных и осязательных ощущений, улучшение мелкой моторики и координации движений, снятие нервного и эмоционального напряжения, открытие и накапливание представлений об окружающем мире.
Для успешной интеграции детей-инвалидов в современный социум необходимо тесное взаимодействие с семьёй. Консультационная служба «Школа для родителей» также создана в рамках инновационного проекта «Мир чувств и удивительных открытий». Это решает одну из важных задач проекта: организация обучения родителей (законных представителей) по вопросам создания в домашних условиях оптимальной среды для жизни и развития ребенка с ТМНР, применения практик развивающего ухода за ребёнком. Специалисты службы – сотрудники педагогического профиля отделения для детей-инвалидов. Разработана программа обучающих занятий для родителей детей с ТМНР. Выпущены различные памятки: о способах общения с неговорящими детьми, об адаптации домашней среды с учётом особенностей развития и возможностей ребёнка-инвалида. Кроме целевой группы проекта возможность участвовать в мероприятиях данной Программы имеют родители всех категорий детей с ОВЗ.
Предварительные результаты работы по проекту говорят о положительной динамике в освоении детьми новых навыков, о желании посещать занятия, что является предпосылкой для дальнейших успехов.
– Александра Олеговна, центр «Мечта» развивается благодаря помощи администрации района, правительства Ленинградской области?
– Несомненно. Возможности социального учреждения значительно расширились, когда администрация района в 2016 году передала центру в оперативное управление часть двухэтажного здания в центре города – на улице Грибоедова. Из областного бюджета были выделены средства на проведение ремонтных работ. Предоставление дополнительных помещений позволило увеличить охват несовершеннолетних, нуждающихся в социальном обслуживании, расширить спектр услуг и улучшить их качество.
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области вносит огромный вклад в развитие нашего центра, оснащая его новым оборудованием для эффективной работы. В прошлом году приобретён аппарат для приготовления кислородных коктейлей, а в 2021 году планируется приобрести гидромассажное оборудование. Совершенствование материально-технической базы центра и профессионализм, ответственное отношение к своим обязанностям каждого сотрудника – основа результативной работы с несовершеннолетними, в том числе с детьми-инвалидами
Беседу вела
Татьяна Крылова.