От жизни не устала

440
5 минут
18.03.2020 "Знамя труда". Сланцы
Три года назад в «Знамени труда» был опубликован материал Валентины Гордеевой «Не могу и дня прожить без своего уголка» – рассказ о жизненной истории простой русской женщины – труженицы З.А.Степановой. 15 февраля Зое Андреевне исполнилось 90 лет.
По-прежнему живёт в своём уголке на ул. Разъезжая, которую и сыскать – то трудно в поселке шахты № 1. Живёт в разваливающемся здании, но потихоньку строится новый дом и предстоящей осенью хозяйка намерена в него перейти. По нынешней моде участок обнесён высоким забором (не в характере Зои Андреевны отставать от других), а вот на просторе по-прежнему куры, коты, а собаке отведено строго своё место, чтобы лаяла, но не кусала. К сожалению, теперь пройти с кормом 10 метров до кур для Зои Андреевны целое испытание. «Ничего не болит, а ноги не слушаются, отказываются идти,– говорит пожилая женщина.– Тут несла пять дровинок – не подняться было на крылечко, рассыпала. Дочка и внуки ругают меня: зачем пытаюсь что-то делать. А я не могу сидеть на месте и разглядывать мир в окошко. Не привыкла к этому – раньше была быстрая, всё куда-то бежала, что-то решала, добывала. А теперь уже четыре месяца не была в магазине. Не узнаю себя. Спасибо дочке Валентине, внукам Андрюше, Юленьке, моим зятьям за то, что живу в тепле и чистоте, ни в чём не нуждаюсь, что заботу и внимание чувствую ежедневно, хотя у них свои семьи, работа, свои интересы». Действительно, в доме по-прежнему уютно, тепло сохраняют ковры и дорожки на полу, за печкой – костерок сухих дров. Зоя Андреевна ежедневно сама топит печки, трижды в день кормит своих кур отборным зерном и крупой. Пусть трудно это, но сама! Делает всё, чтобы не поддаваться возрасту. «Очень хочется ещё порадоваться белому свету. С нетерпением жду весну, юбилейную дату Великой Победы. Этот день для меня особо значимый»,– говорит Зоя Андреевна.
И это понятно. Когда началась война, Зое было 11 лет. Её лесная деревня Ужово – на берегу Плюссы в Гдовском районе, оккупированная немцами, была в центре партизанского движения. В нём участвовала почти вся семья. Руководитель отряда Михаил Осипович Иванов под прикрытием ночи не раз бывал у них в доме, «секретничал» со взрослыми. Мама для партизан пекла хлеб, четыре раза под прицелом немцев стояла за помощь партизанам. Но как-то всё обходилось. Семья в конце концов была эвакуирована в Чувашию, где Зоя Андреевна и провела целых четыре года на табачных плантациях. А, вернувшись, вскоре осталась сиротой. Отец, председатель колхоза, возвращаясь с заседания домой по льду, утонул в Плюссе, мама тоже вскоре умерла. И началась взрослая жизнь. В 1947 году Зоя Андреевна уже жила и работала в Сланцах: в столовых и магазинах на разных должностях, на регенератном заводе вырубщицей технических изделий. Отдыхает от производственной работы только двадцать лет. Приходилось всегда трудиться, чтобы решать разные проблемы. Воспитывали с мужем, Николаем Васильевичем, четверых детей, четверых внуков. Потом, после его смерти, всё взвалила на себя. Зое Андреевне пришлось пережить страшные дни уже в мирное время. Из четверых детей осталась одна Валя – Валентина Николаевна Пашковская. Из четырех внуков умерли двое. Но никогда Зоя Андреевна не теряла головы и не впадала в глубокое отчаяние. Жизнь её только закаляла, а бойцовский характер позволял поддерживать семью, помогать и, казалось бы, чужим людям. У неё всегда были друзья, а её дом – гостеприимным и радушным для всех. Такой же рачительной, доброй остаётся и сейчас. И теперь она словно зажигает своей внутренней энергией, теплом и светом. Всегда приветлива, улыбчива. Но и проявить твердость тоже может, если видит несправедливость.
Отметила свое 90-летие в кругу родных, близких людей. Ждёт более значимого события – 75-летия Великой Победы. Как планирует провести этот «праздник со слезами на глазах»? Именно так, как и сказано. Как и всегда, поставит на стол увеличенные фотографии в картонных рамках всех родных людей, воевавших и погибших на фронтах, наговорится с ними, поплачет, помянет, вспомнит, какими они были, как поступали, как её, маленькую, любили. Вот четыре её родные дяди – мамины братья Кокаревы. Валентина Александровича и брата отца – Николая Ивановича Белова – в Добручах в 1942 году немцы на одной балке повесили с досками на груди «Красный партизан». Тогда повесили восемь мужчин, шестерых – из деревни Ужово. Иван Александрович – защитник блокадного Ленинграда, в боях под Нарвой его тяжело ранило, от этого умер. Николай Александрович погиб в финскую войну на Карельском перешейке. Василий Александрович при обороне Ленинграда был тяжело ранен, умер в госпитале.
А вот фотография любимого мужа Степанова Николая Васильевича. С армией генерала Чуйкова дошёл до Польши, участвовал в её освобождении, как говорится, пол-Европы прошагал. С орденами и медалями вернулся к мирному труду. 24 года на одном участке шахты № 1 отработал бурильщиком, навальщиком, имел другие профессии. Отцом и мужем семья всегда гордилась. И память у вдовы фронтовика о нём осталась самая светлая. Венчает эту «фотовыставку» фотография матери с отцом – Беловой Марии Александровны и Белова Андрея Ивановича – самая родная и святая.Они дали ей жизнь, любовь, путёвку в будущее. Зоя Андреевна шла по жизни прямо, честно.
«Очень хочется ещё пожить», – говорит пожилая женщина. Пусть это её желание сбудется!
Ольга Светлова,
обществ. корр.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика