
«Февральский мороз обжигает лицо, леденит руки, забирается в рукава шинелей. Но для тех, кто регулярно закаливает свой организм, кто систематически занимается зимними видами спорта, – мороз не страшен.
– Холодно? – спрашивают лыжники у сержанта Чеусова.
– Нет, сегодня – тепло. Мороз всего градусов двадцать, – отвечает Чеусов. Оперевшись руками о края проруби, он подтягивается, становится ногами на лёд и, не спеша, начинает одеваться.
– Вот это закалка! – восхищаются лыжники.
Регулярные занятия спортом помогают воину быть отличником учёбы».
«Кутузовец», 28 февраля 1957 год.
У меня в руках чёрно-белые фотографии, на которых запечатлен бравый молодой мужчина, окунающийся в ледяную воду, старые газетные вырезки, в которых также рассказывается о нём – красивом энтузиасте, не боящемся суровых сибирских морозов и купающемся в незамерзающих водах бурной Ангары, и добрые заметки его хороших товарищей по работе на Иркутском авиазаводе. Гость наш – Альберт Михайлович Чеусов – бережно хранит их все эти годы. Интереснейший человек разносторонних знаний и умений, с удивительной судьбой! На авиазаводе, где Альберт Михайлович трудился конструктором многие годы, он по праву считался главным туристом, – собирал группы и водил их в походы, а ещё был первым «моржом» в Иркутске, где прожил большую часть жизни, и активно популяризировал этот своеобразный вид спорта.
Альберту Михайловичу 89 лет, 66 из них он занимается зимним купанием. Начав с холодных обтираний, постепенно приучил себя к купанию в проруби и даже к «снежным ваннам». За эти годы не пропустил ни одного сезона! Купался в водоёмах Киева, Харькова, Москвы, Омска, Казани, Новосибирска, Свердловска, Ангарска и Иркутска, где бывал в командировках, отпусках. Двадцать лет назад Альберт Михайлович вместе с супругой Галиной Васильевной переехали из родного города Алма-Аты в Сланцы. Спросите, почему именно в Сланцы? Старшая дочь супругов Чеусовых вышла замуж за выпускника Алма-Атинского пограничного училища. «Им дали направление в Пянджский погранотряд (Таджикско-Афганская граница), – рассказывает Альберт Михайлович. – Там они служили тринадцать лет. Затем им выдали направление в Ленинградский пограничный округ, из округа – назначение в Сланцевский район. В Сланцах им дали 2-комнатную квартиру. А мы с супругой продали квартиру и дачу в Алма-Ате, и в 2001 году переехали в Сланцы. Приобрели в деревне Переволок садовый участок».
С Альбертом Михайловичем мы побеседовали о его жизни и самом главном увлечении – зимнем купании. «Родился я в Алма-Ате, – рассказывает Альберт Михайлович. – Родители – уроженцы Семипалатинска. Отец – конторский служащий, мама – телеграфистка. В 20-е годы прошлого столетия они участвовали в строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги. По окончании строительства весь стройотряд командировали на обустройство Восточно-Сибирской железной дороги. Так я стал сибиряком на 30 лет. После школы поступил в Иркутский авиационный техникум, по окончании которого получил направление на Иркутский авиационный завод. Работал инженером-конструктором в бюро главного конструктора завода, ведущим инженером в группе высотного оборудования. От службы в армии был освобожден: военный завод – бронь. В 1954 году министр обороны Г.К. Жуков издал указ о призыве в армию не служивших молодых людей. Так я был призван на службу в армию. За два года службы на Дальнем Востоке получил военную специальность – командир танка Т-34. Затем, в 1956 году, от министра обороны поступила директива – желающие поступить в вуз могут быть командированы для сдачи экзаменов. Я взял направление в Иркутский политехнический институт и поступил на самолётостроительный факультет на вечернее отделение. Работал на прежнем месте – в серийном конструкторском отделе Иркутского авиационного завода. А в 1961 году по приглашению оказался в Алма-Ате, на заводе геофизических приборов, на должности инженера-технолога. Работая на заводе, закончил прерванную в связи с переездом учёбу, но уже в Московском политехническом институте на машиностроительном факультете. С 1964 по 1991 гг. трудился в родном городе в двух проектных институтах в должностях инженера, руководителя группы, главного специалиста технологического отдела. А в 1991 году вышел на пенсию».
Альберт Михайлович вспоминает: «Перед выходом на пенсию мечтал: возьму палатку, спальный мешок, ружьё, фотоаппарат и поеду на Чукотку, Таймыр. Очень привлекали меня эти места. Но случилась перестройка. Нужно было как-то обживаться в новых условиях. Устроился работать носильщиком (шерпом) в турфирму по работе с иностранными туристами. Носил для них походный, кухонный инвентарь, их личные вещи. Рюкзаки весили по 48-52 кг. А район путешествия – ледники Памирских гор и центрального Тянь-Шаня. Начал шерпом, закончил в 2001 году сирдаром – старшим носильщиком. В этом же году переехал из Алма-Аты в город Сланцы».
Все эти годы спортивная жизнь Альберта Михайловича была яркой, насыщенной. Являлся разносторонним спортсменом-разрядником, увлекался гимнастикой, лёгкой атлетикой, плаванием, коньками и стрельбой! Работая на Иркутском авиазаводе, активно занимался пешеходным и лыжным туризмом по маршрутам Восточного и Западного Саяна, Тункинским гольцам, Хамар-Дабан, Мунку-Сардык, Тофалария, верховья Енисея. Прошёл вместе с группой молодых ребят уникальный маршрут в 335 километров по глухой тайге. Тридцать дней в пути! Этот поход был посвящён памяти трёх отважных изыскателей-картографов, которые в 1941 году собирали топографические данные для строительства железной дороги Абакан-Тайшет. За годы проживания в Алма-Ате занимался горным туризмом. Полигоны – Кавказ, Памир, Алтай, Саяны, Тянь-Шань. В 1973 году получил звание мастера спорта СССР по горному туризму. Плотно занимался общественной работой в этой сфере. С 1968 по 1981 годы являлся председателем, а затем президентом федерации спортивного туризма в Республике Казахстан. В 1981 году от общественной работы в туризме отошёл и занялся организационной работой в городском клубе любителей бега. Затем стал ответственным организатором забегов на марафонские и супермарафонские дистанции в горных условиях. Показателен международный супермарафонский легкоатлетический пробег по высокогорному автотракту «Хорог-Ош». Альберт Михайлович был директором и участником этого пробега. «За двадцать дней двадцатью участниками была преодолена дистанция 844 км, – рассказывает Альберт Михайлович. – Бежали по 42 км в день. Пробежали четырнадцать горных перевалов, восемь из них – выше 4000 метров, самый высокий – Акбайтал (4655 метров). В 2001 году на соревнованиях по горному марафону занял первое место на дистанции 42 км. Организаторы наградили меня бесплатным билетом на самолёт (туда и обратно) в любую страну Европы. Так я отправился на Берлинский международный марафон. 30 сентября пробежал его, а на следующий день мои берлинские друзья организовали стол в честь моего 70-летия».
Альберт Михайлович по-прежнему неравнодушен к ледяным ваннам. После переезда в Сланцы занимался зимним плаванием в Плюссе, затем в Кушелке. Понял, что вода в Кушелке плохая, стал ездить в Переволок. «Когда нет сильных морозов, живу в Переволоке, – говорит Альберт Михайлович. – В холодные дни уезжаю в Сланцы, но ежедневно или почти каждый день на 8-часовом автобусе приезжаю в деревню. Иду до удобного подхода к воде – находится он недалеко от погранзаставы, пешнёй расчищаю прорубь в Нарове, погружаюсь в воду и считаю до 100. После зимней водной процедуры делаю гимнастику – десять упражнений по 60-70 движений (приседаний, наклонов) и успеваю на автобус обратно в Сланцы. Когда был молод, сидел в проточной воде 1000 секунд».
Зимний купальный сезон Альберт Михайлович начинает 1 сентября, а заканчивает 1 мая. Старается не пропускать ни дня. Рассказывает, в молодости купание было для него бравадой, а с возрастом – способом укрепления здоровья и иммунитета. В конце минувшего года Альберт Михайлович проходил диспансеризацию. Давление – 120/80, сахар – 5,8. Результат многолетнего моржевания – превосходный! И действительно, Альберту Михайловичу и простуды неведомы, и выглядит он гораздо моложе своих лет!
Алла Гусарова.