
Данный проект получил финансовое одобрение Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Он направлен на создание особых развивающих условий, способствующих формированию основных жизненных компетенций и собственной активности детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (ТМНР). Для решения данных задач специалисты центра использовали современные технологии педагогической и реабилитационной деятельности. О результатах их практического применения мы побеседовали со специалистом по реабилитации инвалидов центра «Мечта» А.И. Ковалевской.
– Алла Ивановна, в основе проекта лежат задачи по формированию навыков, которые будут применимы ребёнком с ТМНР в его повседневной жизни. Какие новые методики развивающей поддержки данной категории детей использовались?
– Часто бывает так, что взрослому легче самому приложить усилия для удовлетворения потребностей ребёнка с ТМНР, а он остаётся в положении пассивного потребителя. Использование новых эффективных технологий в развивающем уходе за ребёнком с ТМНР помогает расширить границы возможностей ребёнка и в дальнейшем снизить его зависимость от посторонней помощи. Это возможно, если в семье родители будут помогать ребёнку закреплять полученные им на занятиях со специалистами новые представления, навыки и умения. В рамках проекта были внедрены такие новые методики, которые позволяют осуществлять развивающую поддержку детей с ТМНР сразу в нескольких направлениях жизненно важной деятельности. Среди них – терапия повседневными делами, использование коммуникативных вспомогательных средств, занятия с использованием полифункционального оборудования сенсорной комнаты и другие.
Технология «терапия повседневными делами» относится к эрготерапии, что означает лечение занятиями, занятостью. Её использование позволяет повысить мобильность ребёнка, помогает ему освоить новые движения, улучшает манипулятивную функцию рук. Главным на занятиях является метод демонстрации с использованием различного вида наглядности. Это могут быть натуральные предметы (одежда, посуда, продукты), муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии, изображения, в том числе алгоритмы – схематичные изображения того или иного действия. Важно, чтобы ребёнок выполнял действия в определённой последовательности. В случае необходимости взрослый помогает ребёнку, выполняя действия совместно с ним, его руками. Это позволяет соблюдать пропорциональное соотношение усилий ребёнка и взрослого в совместной деятельности.
В начале формирования нового умения необходимо ориентироваться на малейшие проявления активности ребёнка, помощь взрослого должна быть строго дозирована – она не должна быть так велика, чтобы он совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут нужный результат. Затем ребёнок побуждается к первой активности, выполняет отдельные доступные для него операции. Постепенно часть действия, выполняемая взрослым, становится всё меньше, а часть, выполняемая ребёнком, всё больше. И доводится до максимального уровня, когда главным субъектом деятельности выступает ребенок, а взрослый наблюдает, оценивает.
– Какие методики используются для формирования у детей с ТМНР коммуникативных навыков?
– Интересна методика педагогической игры «Здравствуйте», которая содержит многообразие приёмов приветствия. Проживая, проигрывая их, ребёнок учится проявлять инициативу и самостоятельность, использовать вербальную и невербальную системы коммуникации. Для развития потребности в общении и взаимодействии с окружающими людьми проводились игры в кругу, музыкальные и театрализованные игры с использованием жестов, мимики, ритмопластики, кукол. Такие занятия помогают поднять эмоциональный тонус ребёнка, развивают его коммуникативные возможности.
На занятиях с детьми-аутистами и детьми, у которых отсутствует целенаправленная или социально приемлемая речь, использовались средства альтернативной и дополнительной коммуникации. Успешно применялась система PECS, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться с помощью обмена изображениями. У каждого ребёнка, в работе с которым используют эту систему, есть свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки – отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь), как разрезная азбука в кассе букв. Это даёт возможность называть слова, составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно.
Неговорящие дети учились общаться с помощью альтернативного речевого коммуникатора Go Talk+. Наличие диктофона позволяет записывать и воспроизводить различные сообщения. Он помогает вести диалог, когда ребёнок, спрашивая или отвечая на вопрос, нажимает на определённую картинку на экране, а она озвучивается устройством.
– Алла Ивановна, многие занятия с детьми-инвалидами проводились в сенсорной комнате?
– Да, это так: большая часть коррекционно-развивающих занятий с детьми проводилась в сенсорной комнате, которая состоит из нескольких помещений: тёмный, светлый и активирующий блок. На релаксационных сеансах в тёмном блоке использовались приятные для ребёнка стимулы: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности. Техники и приёмы релаксации подбирались в зависимости от физических возможностей и самочувствия ребёнка. Для кого-то – наблюдение за изменением световых узоров, проектируемых на стене, для другого – расслабляющие упражнения в сухом бассейне с подсветкой или занятие с использованием изделий из пучка фибероптических волокон.
На занятиях в светлой сенсорной комнате дети с ТМНР при поддержке взрослого занимались обследованием находящихся в ней предметов разных цветов, величины, формы и структуры, нанизыванием, извлеканием предметов из ёмкостей, простейшим конструированием. Педагоги использовали такие приёмы привлечения внимания ребёнка к окружающим объектам, как поиск спрятанных предметов, занятия с песком, водой, пластичными материалами, с музыкальными инструментами, игрушками.
На занятиях по развитию двигательной активности применялось оборудование, направленное на стимулирование биологически активных точек, расположенных на ступнях и ладонях (сенсорная дорожка, лабиринт для ног, массажёры). Использовались средства игровой гимнастики. Проводились игры по освоению детьми определённых движений, упражнения по развитию ловкости, согласованности движений рук и ног.
На занятиях с детьми, имеющими тяжёлые двигательные ограничения, использовался «Тренажёр Гросса». С его помощью можно выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов. Тренажёр позволяет детям с ТМНР свободно перемещаться в пространстве во всех направлениях, вращаться вокруг своей оси. При этом контролируется нагрузка на опорно-двигательный аппарат, ребёнок застрахован от падения.
– Каков главный результат внедрения новых форм и методик?
– Показателем успешности внедрения новых форм и методов развивающей поддержки детей-инвалидов с ТМНР являются те позитивные изменения, которые происходят в повседневной жизни участников целевой группы проекта. Они касаются не только появления у детей определённых умений и навыков, но и повышения их вовлечённости в различные виды деятельности. Наиболее положительные результаты отмечаются у тех детей, которые получали развивающую поддержку более 3 месяцев. Наличие даже незначительной динамики мы расцениваем позитивно, поскольку процесс освоения социального опыта детьми-инвалидами с ТМНР требует длительного времени и значительных усилий самого ребёнка, его семьи и специалистов
Беседу вела
Татьяна КрыловА.