Региональное исполнение нацпроектов идёт напряженно, но результативно

8252
13 минут
Региональное исполнение нацпроектов идёт напряженно, но результативно

13.08.19 Знамя труда. Сланцы

Глава Ленинградской области рассказал, как реализация национальных проектов стала настоящим испытанием для региона. Реализация национальных проектов стала настоящим испытанием для большинства регионов, Ленинградская область не исключение. Как рассказал губернатор региона Александр Дрозденко, на старте реализации нацпроекта Экология у области были худшие условия в стране из-за необходимости утилизировать не только свой мусор, но и отходы ближайшего соседа Петербурга. Не хватало выделенных денег и на другой национальный проект Безопасные и качественные автомобильные дороги. В интервью ТАСС специально для портала Будущее России. Национальные проекты Александр Дрозденко рассказал, удалось ли справиться со всеми вызовами.

Александр Юрьевич, этот год для Ленинградской области проходит под девизом здорового образа жизни, что созвучно с одним из ключевых направлений национального проекта Демография. Скажите, а вы сами за здоровый образ жизни? В вашем случае девиз начни с себя работает?

Конечно! Я в начале этого года поставил себе задачу похудеть до 100 кг, и я с этой задачей пытаюсь справиться. Правда, пока с переменным успехом. Изначально у меня был вес 108 кг, потом он упал до 103 кг, сейчас, увы, снова пошёл вверх... Но я не сдаюсь: ещё есть время, буду бороться.

А какой вид активного досуга, который помогает вам снижать вес, вы предпочитаете? На фото в социальных сетях видели вас на велопрогулке с родственниками. Любите езду на велосипеде?

Люблю. Но уделять этому достаточно времени очень сложно. Поэтому в первую очередь стараюсь больше ходить (не менее 10 тыс. шагов в день), хоть и не всегда получается.

Год ЗОЖ в Ленинградской области это разнообразные акции, вызовы, соревнования. Как Вы думаете, удаётся людей по-настоящему вовлечь в здоровый образ жизни и что для этого делают власти, кроме личного примера?

И сейчас мы этому уделяем очень много времени. Что касается активных занятий на свежем воздухе, я считаю, что уже очень много сделано за последние годы. Во-первых, мы практически завершили программу создания при каждой школе современного уличного стадиона, которую реализовывали вместе с Газпромом, мы строили от 25 до 40 площадок в год. Это стадионы, и искусственные поля для мини-футбола, секторы для прыжков, для волейбола, баскетбола, беговые дорожки. Все это освещено, сделано в хорошем качестве, чтобы можно было заниматься на этих площадках круглый год. Кроме того, мы пошли по пути строительства небольших спортивных сооружений физкультурно-оздоровительных комплексов. Мы хотим, чтобы каждый населённый пункт от 3 тыс. жителей имел такие комплексы. Программа достаточно активно работает, причём здесь мы привлекаем не только бюджетные деньги, но и внебюджетные средства. Мы работаем, в том числе с Газпромом, и Газпром сегодня строит пять крупных физкультурно-оздоровительных комплексов в Ивангороде, Светогорске, Тихвине и т. д. Теперь мы выходим по такому же соглашению на строительство ледовых арен. В этом году мы возродили и старые советские традиции так называемые туристические тропы. Это не просто линия на карте, а действительно оборудованная тропа с указателями, с настилами, беседками для отдыха, смотровыми площадками для наблюдения за животными. Есть уже реализованные проекты: в Линдуловской роще рядом с Рощино, в Кургальском заказнике. Уже восемь таких экотроп у нас сделано, и мы эту программу будем дальше развивать. Обустраиваем и велосипедные дорожки. Мы запустили народный проект Предложи велосипедную трассу: люди предлагают сами, где лучше оборудовать велосипедные дорожки. В этом году будем вести сбор данных, а в следующем году часть средств, которые мы выделяем по программе Обустройство городской среды, это около 1,2-1,3 млрд рублей, будем направлять именно на обустройство велосипедных дорожек. И все созданные веломаршруты, в том числе для горных велосипедов, войдут в специальное мобильное приложение. А позже мы туда планируем включить ещё и маршруты для квадроциклов и снегоходов.

Вы уже плавно перешли к другому важному для регионов национальному проекту Жилье и городская среда. Здесь заслуги Ленинградской области налицо: шесть региональных проектов вошли в реестр лучших практик по благоустройству территорий. Какой проект можно назвать образцовым примером, который можно распространить на другие муниципальные территории?

Честно говоря, мы даже не думали, что столько наших проектов займут призовые места. Но я действительно хотел бы выделить самый, на мой взгляд, важный и интересный проект это Центральная набережная в Луге. Жители города мечтали о благоустройстве набережной много лет. И мы этот проект реализуем третий год при огромной поддержке общественности. Жители приходят на субботники, помогают работать подрядным организациям, и сегодня проект практически состоялся, остались совсем небольшие объёмы. Вообще я хочу подчеркнуть, что такие проекты важно начинать, только заручившись поддержкой и помощью самих жителей. Мы, кстати, один из первых регионов в стране, которые начали поддерживать местные инициативы. Я ещё в 2014 году докладывал президенту о том, что у нас действует программа, когда староста деревни или территориальное общественное самоуправление сами готовят проект, например, благоустройства сквера или парка, площади, набережной. Они этот проект подают, и мы его финансируем. Жители это ценят, они понимают, что их поддерживают, у них появляется желание что-то сделать вместе, они подключаются и помогают. Мы каждый год выделяем районам на такие проекты определённые суммы в зависимости от численности населения: кому-то 50 млн., кому-то 80, кому-то 100 млн. Есть проекты, которые выигрывают областной конкурс, например, та же Лужская набережная получала около 200 млн. рублей. И каждый год мы увеличиваем эти затраты: на следующий год вообще хотим на Комфортную среду направить 1,8 млрд. рублей, то есть увеличить финансирование на 500 млн.

С созданием комфортной городской среды есть ещё одна проблема: города и районы так быстро развиваются, что порой не хватает денег на самое необходимое на строительство в новых микрорайонах садиков и школ. Ранее вы говорили, что уже договорились с правительством РФ о выделении денег Ленинградской области на развитие социальной инфраструктуры в новых микрорайонах. Какую сумму рассчитываете получить?

Да, меня уже поддержал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, и мы рассчитываем получить на тот объем финансирования социальной инфраструктуры, который у нас уже заложен в региональном бюджете, софинансирование из федерального бюджета в двойном размере, то есть на наши 1,3 млрд. рублей инвестиций 2,5. Для того чтобы привлекать людей к ЗОЖ, нужно сначала создать условия, чтобы в области были и места для велопрогулок, и маршруты для походов, и площадки для занятий физкультурой, и так далее. 2,6 млрд. рублей из федерального бюджета. Но чтобы получить эти деньги, мы сначала должны предоставить проекты что мы будем строить. Поэтому сейчас мы очень активно ведём работу по проектированию новых школ, новых детских садов, отводим земельные участки, заключаем контракты, чтобы показать, что у нас есть, на что потратить деньги.

А сколько Ленинградской области нужно новых садиков и школ? Вы сами не раз заявляли, что с показателями нацпроекта Демография в регионе не все гладко. Нарастить показатели рождаемости пока не получается.

Увы, это так. По показателю рождаемости мы сегодня одни из самых последних в стране. Почему? У нас треть женщин рожают в Петербурге. Многим хочется записать в свидетельстве о рождении своего малыша город Санкт-Петербург. Но вот в садики и школы все эти малыши приходят уже к нам, в Ленинградскую область по месту прописки. Если у нас не увеличивается рождаемость, то почему же у нас каждый год растёт количество первоклассников? Не инопланетяне же нам привозят готовых первоклассников. И здесь как раз проявляется один нюансов усреднённого подхода к определению достижения показателей реализации нацпроектов. Нельзя вводить одинаковые, усреднённые показатели для всех регионов. Вот нам, например, чтобы продемонстрировать реальную статистику по рождаемости, нужно либо объединить данные с Петербургом, либо же им повысить показатель по рождаемости с учётом наших рожениц, а нам поставить чуть ниже. Есть и другие показатели, которые сегодня для Ленинградской области не совсем актуальны. Мы сегодня входим в первую четвёрку по строительству жилья, строим 2,6 млн кв. метров. Нам предлагают поднять объем до 3 млн. Но нацпроект предполагает достижение 1 кв. м жилья на 1 жителя в год, а в Ленинградской области проживают 1,9 млн. человек. Соответственно, мы должны строить 1,9 млн. кв. м жилья в год, 3 млн. в год нам просто не нужно.

Получается, что для Ленинградской области далеко не все национальные проекты сегодня актуальны. Что вы будете делать? Отказываться от их реализации?

Конечно же, нет. Мы все национальные проекты занесли в электронный бюджет, приступили к их выполнению. Но по ходу реализации я, как губернатор, буду ставить вопрос, с одной стороны, по корректировке части данных, а с другой стороны по корректировке софинансирования. Вы наверняка слышали о том, что у нас вызывает вопросы тема софинансирования национального проекта в дорожном строительстве. Ленинградской области нужно больше средств, чем сейчас заложено в федеральном бюджете. Но у нас есть чёткая стратегия: в первый год реализации нацпроекта мы должны не просить деньги, а выполнить поставленные задачи. Программа первого года очень простая: не столько достичь показателей, сколько правильно оформить контракты, провести торги и качественно, правильно освоить деньги и отчитаться. Поэтому на последнем совещании правительства я сказал так: все, кто хочет, чтобы были внесены корректировки либо в показатели нацпроектов, либо в объем выделяемых средств, вы для начала выполните показатели первого года. А дальше я со спокойной душой приеду к любому министру и скажу: Вот, смотрите, мы выполнили показатели за 2019 год, все, что мы с вами подписали, сделали ровно на 100%, а вот теперь давайте сядем и начнём делать поправки по следующим годам. Я, наверное, один из самых буйных губернаторов по нацпроектам готов отстаивать интересы своего региона, но кто-то же должен эти вещи говорить?

Какие проблемные точки вы видите на пути реализации нацпроекта Экология в Ленинградской области? Как региональные власти взаимодействуют с населением в вопросах экологической безопасности, строительства новых промышленных объектов?

На старте реализации национального проекта у Ленинградской области были худшие условия в стране. Наши полигоны вынуждены принимать две трети бытового и три четверти общего мусора, который образуется в другом субъекте РФ Санкт-Петербурге. Петербург, Москва и Севастополь получили отсрочку по внедрению реформы до 2022 года, а это значит, что тот график синхронизации, который мы отрабатывали с предыдущим правительством Петербурга о том, что мы ведём единую систему учёта, создадим единого оператора, что будем делать единые тарифы, что у нас будет единая система ГЛОНАСС все это не было реализовано. Наверное поэтому периодически появляется информация о том, что у нас якобы исчерпаны ресурсы. Но поверьте, это не так! Эта информация не соответствует действительности. Но мы уже сегодня думаем о завтрашнем дне и создаём новые объекты. Так, принято решение о строительстве мусороперерабатывающего завода рядом с мусорным полигоном Новый Свет-ЭКО в Гатчинском районе, из всего объёма отходов комплекс будет перерабатывать до 75-80%. Мусор, который не подлежит переработке, будет направлен на полигон под Кингисеппом. Проект как раз направлен на выполнение задач нацпроекта Экология. Мы приступили к активной работе по ликвидации несанкционированных свалок и по аресту техники, которая применяется для вывоза отходов на эти свалки. За последний год мы закрыли более 300 несанкционированных свалок. Теперь мы ловим нарушителя с мусором и арестовываем его машину, пока не будет вынесено административное решение. Сумма административных штрафов пока невелика, но когда машина несколько месяцев стоит на штрафстоянке до вынесения решения судом, нарушитель несёт ощутимые убытки.

А когда произойдёт полный переход на новую систему обращения с ТКО?

Мы переходим плавно, чтобы сразу видеть все ошибки и исправлять их. Реформа началась с Приозерского района, так как тарифы там были максимально приближены к расчётному тарифу, который мы посчитали для регионального оператора. Кроме того, Приозерский район обладает собственным полигоном ТКО в посёлке Тракторное. Сейчас новая схема по обращению с ТКО уже действует на территории Выборгского и Лужского районов, скоро присоединится Всеволожский район. К 1 ноября все районы освоят новую систему сбора и утилизации мусора. Более того, мы один из немногих регионов, который идёт к тому, чтобы взимать плату за фактически потреблённый мусор.

И как это Вам удалось сделать?

Мы приняли решение первыми в России за счёт областного бюджета субсидировать в районах области, в сельских и городских муниципалитетах обустройство контейнерных площадок. Более того, мы договорились сделать контейнерные площадки в едином стиле. Ещё приняли командирское решение, как нам работать с крупногабаритным мусором. Одно дело, когда мусор в контейнерах, а другое кто-то диван выкинул. Что с ним делать? Перевозчик говорит, что им за это никто не платит, мы эту проблему тоже решили нашли способ компенсации. Сейчас в тех районах, где введена реформа, считаем фактически вывезенный мусор и сопоставляем с нормативом. Там, где норматив не будет соответствовать, будем вводить добавочный коэффициент. Также принято решение о введении льготы определённым категориям населения на оплату вывоза мусора. Все это будет применено с 1 апреля следующего года, когда исполнится ровно год с момента начала эксперимента. Действительно, мы в этом вопросе станем первыми в стране и, может, даже с кем-то ещё поделимся своим опытом. Полигон Красный Бор в Ленинградской области Антон Ваганов/ТАСС А полигон Красный бор, ликвидация которого вошла в национальный проект Экология, перестал быть проблемой для региона? Полигон принадлежит Санкт-Петербургу, хотя и находится на территории Тосненского района Ленинградской области. Естественно, Красный бор является и нашей проблемой. Поэтому я всецело приветствую передачу полномочий по рекультивации этого объекта на федеральный уровень. Если в целом говорить реализации национальных проектов: есть мнение, что не все регионы смогут достичь показателей, обозначенных в рамках нацпроектов... Задача по достижению тех показателей, которую поставил президент, была рассчитана в среднем по стране. Это значит, что есть регионы, которые сегодня уже достигли этих показателей. Например, есть такой показатель, как процентное соотношение инвестиций в доле ВРП. Ленинградская область ещё пять лет назад его достигла. Или, например, показатель младенческой смертности. Этот показатель у нас один из самых низких в мире. Когда президент принимал решение и провозглашал программу нацпроектов, он говорил об определённом количестве показателей там, где Россия отстаёт от других стран тех же стран Европы. Национальные проекты это конкретные задачи, которые должны быть решены. Но это не значит, что ничего другого кроме реализации национальных проектов мы не должны делать. Например, есть национальный проект Безопасные и качественные дороги. Но ведь кроме дорог нам нужно строить мосты, развязки, путепроводы. И мы не можем направить весь дорожный фонд только лишь на приведение в нормативное состояние качества дорог, мы на этом не пойдём. Нужно понимать, что невозможно превратить деятельность или жизнь любого региона только в реализацию национальных проектов. И для хорошего губернатора национальные проекты это лишь один из инструментов для достижения главной цели повышения качества жизни людей.

Беседовали Людмила Борщева и Ирина Яровикова

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика