
© iStock.com / Pinkypills
РИА Новости: С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый закон о маркировке рекламы в интернете. Требования направлены на защиту интересов потребителей и создание прозрачной среды для онлайн-рекламы. Что обязательно нужно помечать и как это делать, правила оформления и отчета, размер штрафов и как их избежать, – в материале "РИА Новости".
Маркировка рекламы в интернете 2023
С 1 сентября 2023 года все рекламные материалы, размещаемые в онлайн-пространстве, должны быть четко маркированы и отличимы от обычного контента.
“Это позволяет пользователям точно определять, что они видят рекламу, а не информацию или контент, который несет иное назначение”, - поясняет Арсений Снедков, генеральный директор агентства медицинского маркетинга Enjoy Digital. Отсутствие маркировки или нарушение установленных правил влечет за собой значительные штрафы.
Новый закон и изменения с 1 сентября
Изменения в законе “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ, предусматривающие введение нового понятия "маркировка рекламы" действуют еще с 1 сентября 2022 года. В ФЗ-38 была введена новая статья 18.1. Анна Салютина, адвокат филиала № 1 Ленинского района г. Ростова-на-Дону областной коллегии адвокатов им. Д.П. Баранова поясняет, что бизнесу и физическим лицам было дано время на адаптацию к новым правилам, а с 1 сентября 2023 года введена шкала штрафов за нарушение маркировки рекламы.
Для чего нужен
Закон необходим для того, чтобы упорядочить рекламу в интернет-сфере, как для физических, так и для юридических лиц, а также обеспечить прозрачность и защиту пользователей от навязчивой и скрытой рекламы. Нововведения необходимы для разделения понятий коммерческая и социальная реклама, также маркировка важна для отслеживания отчетности в ФНС.
Что нужно маркировать
Необходимо маркировать все виды рекламных материалов, включая баннеры, посты в социальных сетях, контекстную рекламу и видеоролики, которые будут видеть пользователи в сети интернет на территории РФ, в том числе:
таргетированную;
контекстную;
медийную;
саморекламу (исключая информацию о товарах или услугах на своем сайте и в группах в соцсетях, которая подается единообразно и не выделяет какие-либо товары);
SEO-статьи;
публикации СМИ;
публикации у блогеров.
Нюансы для SEO-статей и пресс-релизов
По словам Анны Салютиной, если пресс-релизы содержат информационно-ознакомительный характер (без выделения конкретной услуги или товара), то маркировать не требуется. В иных случаях сведения о них подлежат общему закону о рекламе — вне зависимости от того, как они распространяются (на платной или безвозмездной основе).
“Оценка информации на предмет отнесения к рекламе осуществляется ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из ее содержания и всех обстоятельств размещения”, - комментирует Владимир Куранов, член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Пермского края. - По поводу рекламы в мессенджерах позиции ФАС только формируются, но базируются они на общем подходе к тому, что является рекламой, а что нет".
Что касается SEO-текстов, Роскомнадзор говорит, что “если SEO-статья и арендные ссылки являются рекламой согласно закону, то тогда она должна регистрироваться в ОРД (у оператора рекламных данных)”. Если материал носит справочно-информационный характер, аналитический (обзоры рынков, результаты исследований) или содержит характеристики продуктов, то маркировать его не надо.
“Получается, что маркировка любых контентных интеграций зависит от содержания — исследования, общественно значимые пресс-релизы и информационные статьи публиковать можно без отметки о рекламе”, - отмечает Арсений Снедков.
Что можно не маркировать
Маркировать не нужно:
собственные товары;
информацию о продукте на своем сайте (исключение самореклама);
анонсы мероприятий на своих площадках;
новостной пресс-релиз;
объявление на классифайдах (онлайн-сервисах, где собраны объявления от частных лиц и компаний);
услуги в рассылках E-mail (собственная база);
PUSH-уведомления (социальная реклама);
ссылки на свой контент на других ресурсах;
призывы на подписки на свои ресурсы;
призыв на подписку на чат-боты (рассылка) – здесь не маркируется самореклама, но маркируется реклама чужих продуктов.
Штрафы за отсутствие маркировки
Анна Салютина уточняет, что если до 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки рекламы не штрафовали, то теперь суммы достигают нескольких сотен тысяч рублей за одно нарушение:
Нарушение взаимодействия с ЕРИР (единым реестром интернет-рекламы).
физлицо – от 10 до 30 тыс. руб.;
юрлицо – от 200 до 500 тыс. руб.;
должностное лицо – от 30 до 100 тыс. руб.
Президент РФ Владимир Путин - РИА Новости, 1920, 24.06.2023
Путин подписал закон о штрафах за неучет диджитал-рекламы
24 июня, 19:21
Нарушения, связанные с идентификатором рекламы ID – токен.
физлицо – от 30 до 100 тыс. руб.;
юрлицо – от 200 до 500 тыс. руб.;
должностное лицо – от 100 до 200 тыс. руб.
Невыполнение обязанностей со стороны ОРД (штрафы касаются только операторов).
юрлицо – от 300 до 700 тыс. руб.;
должностное лицо – от 100 до 200 тыс. руб.
Кого касается закон
Арсений Снедков отмечает, что закон о маркировке рекламы в интернете касается всех участников рекламного процесса, включая рекламодателей, рекламные агентства, платформы и сети, а также создателей контента. И физические, и юридические лица обязаны соблюдать требования закона.
Как маркировать рекламу в интернете
Анна Салютина поясняет, что для этих целей используется специальный уникальный буквенно-цифровой ID – токен. Любому креативу (рекламному контенту) в интернете присваивается специальная метка. Путь ID -токена прослеживается специальными сервисами надзорного контроля.
Молодые люди со смартфонами
Реклама считается промаркированной, если на ней указаны:
слово "Реклама";
сведения о рекламодателе;
идентификатор ERID (токен ID).
Что такое токен (идентификатор ERID)
Это уникальный буквенно-цифровой код для отслеживания. В ID – токене зашифрованы идентификатор ОРД и креатива, присвоенный оператором. Каждый рекламный материал должен содержать уникальный идентификатор ERID, который позволяет однозначно идентифицировать рекламу. Размещение осуществляется в специальной кликовой ссылке в формате ://site.ru/?erid=XXX или в меню adChoice.
Что такое ОРД и как с ними работать
ОРД (оператор рекламных данных) – это специальные организации, которые сначала регистрируют креативы, а потом собирают по ним статистику и денежные расходы. Далее вся информация перераспределяется в соответствии с утвержденной формулой взаимодействия.
Правила оформления
"ВКонтакте" добавила инструменты для маркировки рекламы
Примерная схема запуска рекламы выглядит так:
1.Креатив отправляется одному из операторов ОРД, одобренных Роскомнадзором:
— Яндекс ОРД;
— Озон ОРД;
— ОРД-А;
— Лаборатория разработки, Сбер;
— Первый ОРД;
— ВК рекламные технологии;
— МедиаСкаут.
2.После заключается договор и получается ID–токен. Если требуется создать кампанию, необходимо определить ее тип, цели, бюджет, аудиторию и расписание показов. Выбрать формат рекламного объявления - текст, изображение или видео и внести информацию об участниках рекламной цепочки, с которыми заключены договоры (с наименованием и ИНН всех контрагентов). По каждому контрагенту указать:
— номер договора (иного документа), дату заключения;
— тип услуг;
— предмет соглашения;
— стоимость (сумма договора).
3.Рекламное объявление передается на модерацию для проверки соответствия требованиям оператора. После чего его можно запустить в рамках рекламной кампании, при этом обязательно соблюдая маркировку, - добавить на разработанный (утвержденный) креатив слово "Реклама". Указать полное наименование рекламодателя и данные ID-токена.
4.Оператору ОРД передается информация о креативе (полные идентификационные данные) и о рекламодателе (название организации, ИНН, ОГРН - для юрлица, сведения о физическом лице).
"Если с контекстной и таргетированной рекламой передача данных происходит автоматически, то для более сложных форматов вроде статей, пресс-релизов, материалов на собственных сайтах и интеграций у блогеров нужно все делать вручную", - говорит Арсений Снедков.
Особенности размещения токена в зависимости от формата
В зависимости от формата токен может располагаться в ссылке, в начале рекламного сообщения или на креативе. Арсений Снедков говорит, что токен для материала можно оформить вручную, например, в "ВКонтакте", Ozon и у других операторов рекламных данных и рекомендует размещать его в видимой части объявления так, чтобы пользователь мог скопировать перед переходом на сайт рекламодателя.
Пример маркировки рекламы
Запись должна выглядеть так: "Реклама. ООО "", ИНН 000000, ERID (вставка токена, который выдали ОРД).
Отчетность по маркированной рекламе
Согласно текущим правилам, маркировать необходимо каждую публикацию в каждом конкретном источнике. Арсений Снедков уточняет, если одна новость расходится на 10 источников, то компания должна промаркировать каждую публикацию и передать информацию в РКН.
За что и где нужно отчитываться
По словам Анны Салютиной, вся информация о рекламных кампаниях будет храниться в ЕРИР - едином реестре интернет-рекламы.
Какие данные должны быть предоставлены:
ИНН всех участников сделки;
информация о финансовой стороне контрактов;
информация о креативе (макеты, охватываемые площадки, участники цепочки).
Правила подачи отчетов по маркировке:
Все участники рекламной цепочки обязаны отправить отчет о своих доходных актах.
Каждый акт подается всего один раз — только одним из участников рекламной цепочки.
Участник цепочки может передать обязанность по подаче актов другому лицу. Но при этом юридическая ответственность за подачу данных остается на том, кто выпустил акт.
“Отчет о статистике по показам рекламы передается только один раз тем участником цепочки, который проводил регистрацию рекламных креативов и получил токен от ОРД. Этот участник должен подать акт и статистику в тот же ОРД, где он получил токен”, - уточняет эксперт.
Сроки
Сдача отчетности по статистике показов рекламы осуществляется ежемесячно. В течение 30 дней, следующих за месяцем запуска рекламы, ответственное лицо направляет отчеты оператору рекламных данных.